Календари и праздники за 1920-е годы -1ч.

Календари и праздники за 1920-е годы -1ч.

А вы знаете, какие нерабочие праздничные дни официально отмечались в СССР, например, в 1929 году?

Это вызывает не малое удивление!



Да.., так вот и чередовались: Духов день - Конституция - Преображение - Революция..

Из восемнадцати праздничных нерабочих дней в 1929 году лишь восемь относились к новым революционным, а из оставшихся десяти девять (за вычетом нейтрального Нового года) были религиозными православными. Тут, кстати, следует заметить, что ПасхаТроица и День конституции (о нем подробнее чуть позже) и так приходились всегда на воскресенье, так что фактически нерабочих дней оставалось пятнадцать.

Но, если приглядеться, можно заметить и еще кое-какие особенности...


Например, некоторые религиозные праздники отмечались по григорианскому уже календарю, другие же — по юлианскому. Т.е. по новому календарю отмечались праздники неподвижные (всегда приходящиеся на одно и то же число месяца - ПреображениеРождество), тогда как Пасха и остальные связанные с ней праздники переходящие или подвижные (тут это ВознесениеТроицаДухов день) продолжали исчисляться и, соответственно, справляться по-старому.
К тому же, странно как-то было видеть День конституции в июле, тогда как принята она была, вроде бы, в январе 1924 года...

Когда же стал сравнивать с календарями за предыдущие годы (из адресно-справочных книг «Вся Москва» за соответствующий год) — вопросов и еще прибавилось.

Так в 1925 году всех праздников было вроде бы тоже восемнадцать, но наборчик их был несколько иным:



Поскольку Первомай и 7 ноября отмечались тогда по одному еще только нерабочему дню, то всех «революционных праздников» набралось в 1925 году лишь семь (это даже при включении в их число Нового года!!.. «Особых же дней отдыха» (иными словами, основных праздников православного календаря) значилось аж одиннадцать. Но даже при таком их количественном преобладании отсутствовал почему-то День Святой Троицы, отмеченный в календаре на 1929 год, но зато «богаче» этот табель был на КрещениеБлаговещение и Успение..
Правда, как видим, МГСПС (Московский городской совет профессиональных союзов) такое положение дел не стерпел и конкретно в Московской губернии Крещение с Благовещением было заменено «второмаем» и «восьмоноябрем»!..

В следующем же 1926 году Крещение с Благовещением и вовсе были проигнорированы безо всяческой «революционной» компенсации:



К тому же, из трехдневного празднования Пасхи была «изъята» Страстная суббота, так как она приходилась в том году на Первое мая, и осталось всех праздников в 1926 году пятнадцать. А с учетом постоянной «воскресенности» Пасхи и Конституции, да попаданий, как на грех, на воскресные дни 7 ноября и 26 декабря, был этот год совсем малопраздничным — всего одиннадцать дополнительных выходных дней.
Это еще хорошо, что «вместо» Троицы все еще праздновалось Успение, а то бы все свелось и вовсе к десяти гуляльным дням..

В 1927 году вдруг вновь вспомнили про Благовещение:



… но забыли про День конституции?! Всех праздников стало шестнадцать, реальных же дополнительных выходных было в 1927 году тринадцать.

В 1928 году значилось всего пятнадцать праздничных дней и дней отдыха (но одиннадцать реальных выходных):



Пропало вновь Благовещение, исчезло и Успение, про Конституцию так и не вспомнили, зато День пролетарской революции стал двудневием!..

Можно только догадываться, какая путаница творилась в головах бедных поселян Россеи в то время..

И это мы рассмотрели только один регион, московский… В других была своя картина.

Вот, например, табель-календарь на 1929 год, выпущенный в качестве бесплатного приложения к ленинградскому областному журналу «Красная деревня»:





Сравним по праздникам с вышеприведенным календарем за тот же год из справочника «Вся Москва»:

 

1929 год«Вся Москва»«Красная деревня»
1 января++Новый год
22 января++День памяти В.И. Ленина и 9 января 1905 г
12 марта++Низвержение самодержавия
18 марта++День Парижской Коммуны
1-2 мая++День Интернационала
4-6 мая++Пасха
13 июня+Вознесение
23 июня+Троица
24 июня++Духов день
7 июля+День Конституции СССР
6 августа++Преображение
7-8 ноября++Дни Пролетарской Революции
25-26 декабря++Рождество

Т.е. ленинградский регион по сравнению с московским имел в 1929 году на три праздничных дня меньше. Правда, два из них (Троица и Конституция) все равно приходились на воскресенье, но, тем не менее… И если осторожный подход к празднованию религиозных праздников в атеистической стране еще можно понять (растерянность и неопределенность проступают даже в фразе: «Кроме того, днями отдыха намеч. след. дни..»), то неразбериха с празднованием Дня конституции вообще труднообъяснима..

Ну, что ж, давайте разбираться..

Одним из первых декретов только-только созданного Совета Народных Комиссаров, в качестве временного «рабочего и крестьянского правительства» заменившего свергнутое в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 г. Временное правительство Керенского, был декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Принят он был уже 29 октября (11 ноября) 1917 года..

Статья десятая Декрета гласила (пояснений с названиями праздников в квадратных скобках там не было):

10. В расписание праздников, в кои не полагается работать, включаются обязательно все воскресные и следующие праздничные дни:
1 Января [Новый год], 6 Января [Крещение Господне], 27 Февраля [Низвержение самодержавия], 25 Марта [Благовещение Пресвятой Богородицы], 1 Мая [День Интернационала], 15 Августа [Успение Пресвятой Богородицы], 14 Сентября [Воздвижение Креста Господня], 25 и 26 Декабря [Рождество Христово],пятница и суббота Страстной неделипонедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа.

Примечание 1. Для не-христиан допускается внесение в расписание других праздников, взамен воскресных, сообразно закону их веры; из остальных же упомянутых в сей ст. праздников для них обязательно внесение тех, кои не указаны в следующем примечании.
Примечание 2. По желанию большинства рабочих предприятия или хозяйства или какого-либо его отделения праздничные дни 1 и 6 Января, 15 Августа, 14 Сентября, 26 Декабря, суббота Страстной недели и понедельник Пасхальной недели могут быть заменяемы другими свободными днями.


Декрет, прямо скажем, странноватый (не говоря уже о вывернутой логике изложения), так как для не-христиан, согласно примечаниям 1 и 2, обязательными для празднования становились отчего-то Благовещение, первый день Рождества, второй день праздника Сошествия Св. Духа, а также пятница Страстной недели и вторник Пасхальной недели!?

Всего же праздничных дней по свежеиспеченному декрету набиралось пятнадцать, что относительно календаря России царской уменьшало их количество… на треть! Ибо по установлению закона от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» дней неприсутственных (как они тогда именовались) было аж сорок пять (не поленился посчитать



Все даты в декрете Совнаркома давались, разумеется, по юлианскому исчислению, поскольку и вся страна еще по нему жила… Но недолго. Уже 24 января (6 февраля) 1918 года на заседании СНК был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»:

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.




Томский календарик григорианский новый… Церковь продолжала жить по юлианскому, соответственно и праздники ее даны по старому:



И панорама Томска того же времени.., для колориту)

Следующая регламентация праздненств в новой России была осуществлена 2 декабря 1918 года, когда были приняты правила СНК «О еженедельном отдыхе и праздничных днях», что закрепилось затем в «Кодексе законов о труде», принятом 10 декабря 1918 г. 
В приложении к статье 104 раздела «О рабочем времени» там, в частности, говорилось:

7. Производство работы воспрещается в следующие праздничные дни, посвященные воспоминаниям об исторических и общественных событиях:

а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции.

8. Местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, могут устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя эти дни отдыха с обычными для большинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведение, при том непременном, однако, условии, чтобы такие



Судя по красным датам в этом календаре печатался он еще до декабря 1918, так как нет там ни дня 9 января, ни дня Парижской Коммуны… Но есть зато уже 7 ноября — день Пролетарской Революции, отмечание которого было регламентировано специальным постановлением ВЦИК 18 сентября 1918 года «О дне празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».
Календарь григорианский, но православные праздники даны все в параллельном юлианском существовании (ну, как и сейчас, с отставанием в 13 дней). Набор их полностью соответствует вышеизложенному декрету от 29 октября (11 ноября) 1917 года: Крещение, Благовещение, пятница и суббота Страстной недели, Пасха, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение, Воздвижение Креста, Рождество. Да и количество их не превышает десяти, как и требовал КЗоТ.

На 1920 год календарик не нашел, но в 1921 году примерно все было то же самое:



Жаль в следующем мелко и плохо видно, а то внизу явно какая-то интересная информация по нерабочим дням:



Но реконструировать удалось тут следующий набор религиозных праздников: Рождество с Собором, Крещение, Благовещение, Пасха с Пасхальным понедельником, Вознесение, Духов день, Преображение, Успение — итого ровно десять требуемых КЗоТом дней.

И в 1922-ом аналогично. Прекрасный, кстати, календарь работы Кустодиева:



30 октября 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде РСФСР, впрочем мало что изменивший относительно интересующего нас вопроса:

XI. Время отдыха
111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 г.;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 мая — день Интернационала;
е) 7 ноября — день Пролетарской Революции;

112. Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов, устанавливают, помимо указанных в ст. 111 праздничных дней, особые дни отдыха, не свыше десяти в год, согласуя эти дни с местными условиями, составом населения, народными праздниками и т. п...


Тут,




Как можно убедиться, ни на какие КЗоТы тут вообще нет ссылок, хотя сборник представляет именно подборку законодательных документов, и все там регламентируется постановлениями 1918-19 еще годов, в том числе и про неоплату… Как было в реальной практике — не знаю..

Любопытный календарь из адресно-справочной книги «Вся Белоруссия» на 1923 год с указанием основных религиозных праздников преобладающих местных конфессий. Из которых, видимо, и предлагалось выбирать «особые дни отдыха» (не свыше десяти в год) конкретным уже местным «отделам труда, по соглашению с губернскими советами

продолжение

teo-tetra.livejournal.com/6075593.html

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: