Каков же путь к Просветлению. Гравитационное притяжение и точка невозвращения
Каков же путь к Просветлению.
Гравитационное притяжение и точка невозвращения.
Последним из индийских патриархов, как считается в школе Дзен, был Бодхидхарма, отец-основатель Чань или китайского Дзен. Когда он отправился в Китай, его репутация, по-видимому, опередила его. В те времена – мы говорим о пятом или шестом веке нашей эры – великие индийские ученые и святые довольно часто предпринимали путешествия из Индии, где появился буддизм, в Китай, где он только начал укореняться, и люди были очень заинтересованы в том, чтобы встретиться с учителями и узнать что-нибудь о буддизме. По-видимому, тогдашний китайский император был довольно рьяным буддистом, хотя и в традиционном смысле – то есть он строил и обеспечивал монастыри, позволял монахам получать посвящения (потому что в те дни для вступления в монашеский орден необходимо было разрешение императора) и в целом посвящал много времени внешним формам буддизма.
Поэтому, когда до императора дошло известие о том, что в Китай только что прибыл Бодхидхарма, великий индийский святой, ему очень захотелось встретиться и поговорить с ним. Тут же было отправлено приглашение, и вскоре Бодхидхарма оказался во дворце, пред очами императора. И, очевидно, император, не теряя времени, приступил к сути. У него был склад ума, подобающий ученому, и обширные знания по буддийской философии. Поэтому он сказал Бодхидхарме: «Поведай мне в нескольких словах основополагающий принцип буддизма, на котором держится все остальное и из которого все вытекает». Затем он расслабился и приготовился слушать, что поведает этот великий святой.
Бодхидхарма очень спокойно и тихо сказал: «Это довольно просто». Он не сказал: «Если существует одно, появляется другое», – хотя, как мы видели, это один из ответов на этот вопрос. Вместо этого он прочиталгатху (строфу) на пали из «Дхаммапады»:
Саббапапас са акаранам
Кусаласса упасампада
Сачиттапарийодапанам
Этам буддхана сасанам.
Это означает: «Воздерживаться от всего дурного, совершать благое, очищать сердце, – таково учение Будды».
Когда император услышал эти слова, он не смог скрыть разочарования. «И это все?» – настаивал он. И Бодхидхарма сухо ответил: «Да, Ваше Величество, это все». Но император никак не мог в это поверить. Он сказал: «Ты уверен? Просто прекратить совершать дурное, учиться благому, очищать сердце, – неужели в буддизме нет ничего, кроме этого?» И Бодхидхарма ответил: «Действительно, нет ничего, кроме этого». И император, по-видимому, ожидавший какого-нибудь утонченного исследования буддийской философии, воскликнул: «Но это понятно даже трехлетнему ребенку!» Бодхидхарма ответил: «Это так. Даже трехлетний ребенок может это понять. Но и восьмидесятилетний старец не может осуществить это».
Именно в этом различие. Это степень, так сказать, несопоставимости теории и практики буддизма. Теория – это одно, а практика – другое. Большинство изучающих буддизм, особенно в странах Запада, нужно сказать, подобны императору. Когда они встречаются с чем-то очевидно простым, что им нужно воплотить в практике, они часто говорят или, по крайней мере, думают про себя: «И это все?» Они жаждут длинной, ученой, изощренной лекции, чего-то, за что они могли бы горячо взяться интеллектуально, обсудить это со своими друзьями и так далее.
полностью здесь:buddhayana.ru/гравитационное-притяжение.html