Локальность и линейность в истории.

Локальность и линейность в истории. 


 Самый короткий путь к восстановлению общей схемы истории — линейность (например, наследства) и локальность (например, проживания молодых). Я тут чуть раньше подсобрал основные уклады, и для примера покажу, как это работает.

Имущество в племени взаимно табуировано по половому признаку: например, женщине нельзя пользоваться оружием, а мужику — мыть посуду. Скотина — мужское занятие, вечно беременной женщине ни лошадей объезжать нельзя, ни бычкам горла резать — здесь тестостерон требуется, агрессия. А вот собирать травки для супа, за огородом следить да тяпкой и серпом орудовать — нормальное женское дело. Поэтому у кочевников основное имущество (скот) концентрируется в руках у мужчин, а у земледельцев (пашни) в руках у женщин.


 

Объединяет эти два разных уклада одно: рано или поздно родоплеменные отношения должны уступить общегражданским, — иначе страны не построить. Самый короткий путь — введение и юридическое закрепление патриархата. Это валит род, как целое, и позволяет семье стать самостоятельной.

Кочевников такая революция устроила. Особенности устаревшей к тому моменту матрилинейности в том, что:

а) мужики живут с женщинами других родов и на их территории, но скот у них свой;

б) обычно образуются устойчивые брачные союзы из 2, 4 или 8 родов;

в) сыновей в момент их женитьбы отдают дядьям — в род жены;

г) соответственно, племянников с момента их женитьбы принимают их дядья;

д) жених, воспитанный в определенном стиле, переходил в радикально иную среду.

Это удобно, пока скота мало, но это тем сложнее, чем крупнее хозяйство. Парень, знающий стадо и кочевья уже наизусть, женится, уходит в род жены и все начинает с нуля. При этом женское имущество совсем невелико, а потому женские голоса, когда нужно принять решение, весят мало. И принимается решение: все остается как есть, за единственным исключением, из рода в род переходит девушка, а не парень — за разумную компенсацию (калым).

В итоге сплошной выигрыш.

а) обученные сыновья никуда не уходят;

б) отношения «дядя и племянник» сохраняются, но теряют прежнюю имущественную составляющую;

в) женские корпорации от этого не страдают, невеста переходит под покровительство старших родственниц;

г) брачные союзы из 2, 4 или 8 родов сохраняются

 

Да, спустя десятилетия многое изменится, например, уйдут в прошлое брачные союзы родов — за ненадобностью, но на первом этапе никаких проблем не возникает — одни преимущества.

Радикально иначе у земледельцев, где главное богатство — пашни — исторически в женских руках. Жениху просто не на что купить жену. Поэтому жена как бы приходит к мужу, но — со своим приданым, не подлежащим ни дележу, ни проигрышу в карты. Отсюда — историческое уважение к женщине в странах Европы и, например, в Лаосе.

Важно, что основных моделей (неважно, чем занимается этнос — животноводством, торговлей, земледелием или грабежом) только две:

— основное имущество в руках женщин;

— основное имущество в руках мужчин.

Это позволяет построить простую и понятную общую схему развития цивилизации.

chispa1707.livejournal.com/1555140.html

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: