Локальность и линейность в истории.
Локальность и линейность в истории.
Самый короткий путь к восстановлению общей схемы истории — линейность (например, наследства) и локальность (например, проживания молодых). Я тут чуть раньше подсобрал основные уклады, и для примера покажу, как это работает.
Имущество в племени взаимно табуировано по половому признаку: например, женщине нельзя пользоваться оружием, а мужику — мыть посуду. Скотина — мужское занятие, вечно беременной женщине ни лошадей объезжать нельзя, ни бычкам горла резать — здесь тестостерон требуется, агрессия. А вот собирать травки для супа, за огородом следить да тяпкой и серпом орудовать — нормальное женское дело. Поэтому у кочевников основное имущество (скот) концентрируется в руках у мужчин, а у земледельцев (пашни) в руках у женщин.
Объединяет эти два разных уклада одно: рано или поздно родоплеменные отношения должны уступить общегражданским, — иначе страны не построить. Самый короткий путь — введение и юридическое закрепление патриархата. Это валит род, как целое, и позволяет семье стать самостоятельной.
Кочевников такая революция устроила. Особенности устаревшей к тому моменту матрилинейности в том, что:
а) мужики живут с женщинами других родов и на их территории, но скот у них свой;
б) обычно образуются устойчивые брачные союзы из 2, 4 или 8 родов;
в) сыновей в момент их женитьбы отдают дядьям — в род жены;
г) соответственно, племянников с момента их женитьбы принимают их дядья;
д) жених, воспитанный в определенном стиле, переходил в радикально иную среду.
Это удобно, пока скота мало, но это тем сложнее, чем крупнее хозяйство. Парень, знающий стадо и кочевья уже наизусть, женится, уходит в род жены и все начинает с нуля. При этом женское имущество совсем невелико, а потому женские голоса, когда нужно принять решение, весят мало. И принимается решение: все остается как есть, за единственным исключением, из рода в род переходит девушка, а не парень — за разумную компенсацию (калым).
В итоге сплошной выигрыш.
а) обученные сыновья никуда не уходят;
б) отношения «дядя и племянник» сохраняются, но теряют прежнюю имущественную составляющую;
в) женские корпорации от этого не страдают, невеста переходит под покровительство старших родственниц;
г) брачные союзы из 2, 4 или 8 родов сохраняются
Да, спустя десятилетия многое изменится, например, уйдут в прошлое брачные союзы родов — за ненадобностью, но на первом этапе никаких проблем не возникает — одни преимущества.
Радикально иначе у земледельцев, где главное богатство — пашни — исторически в женских руках. Жениху просто не на что купить жену. Поэтому жена как бы приходит к мужу, но — со своим приданым, не подлежащим ни дележу, ни проигрышу в карты. Отсюда — историческое уважение к женщине в странах Европы и, например, в Лаосе.
Важно, что основных моделей (неважно, чем занимается этнос — животноводством, торговлей, земледелием или грабежом) только две:
— основное имущество в руках женщин;
— основное имущество в руках мужчин.
Это позволяет построить простую и понятную общую схему развития цивилизации.