О староверах в Сибири. Киржаки. Часовенные и др.

О староверах в Сибири. Киржаки. Часовенные и др.

Кержаки в Сибири

Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже  после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они».  А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.  

Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова.  Вот то, что Черепановы  были  старообрядцы (староверы)  и  кержаки  – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа  в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы,   это – приспособленцы, культработники от религии.


Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском  языке. В ней прописано всё: кому,  что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой  книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.

 Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли.  Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы  пенсию от государства не берут.

 Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили.  Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают.  Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения.  Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи  нельзя, так как  это – большой грех.

 В  1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками  были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают  отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.

Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих.  В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.

 Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.

 Когда расправились со староверами в  близлежащих  к Москве губерниях, очередь дошла до тех  мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов.  Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.

 Из Керженских скитов  рода Черепановых люди семьями  дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном»  в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.

А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те,  кто принял изменения Никона.

 В  Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.

Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны,  не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.

 Другие же староверы дошли до Дальнего Востока. Если взять кержаков Лыковых, то на правой стороне реки Керженец есть населённый пункт Лыково. Семья староверов Лыковых тоже сначала дошли до Алтая, а потом  они  ушли с Алтая и спрятались на юге Красноярского края и жили своим трудом,  не зная даже о том,  что была Великая Отечественная война. Сейчас из всей семьи осталась одна Агафья Лыкова. Иной раз  показывают  по ТВ, как  губернатор Кемеровской области  Аман Тулеев по доброте души своей, прилетая к ней на вертолёте со своими помощниками,  привозит  с собой необходимые продукты этой пожилой женщине, проявляет о ней заботу. Агафья же отдаривается своими  подарками, поделками. Живет она по — старому исчислению года, читает древнюю Библию, занимается хозяйством, проживая одна в домике, у реки, в глухом лесу. От государства никаких пособий не берёт.

 Староверы,  кержаки Черепановы,  прибыв на Алтай, облюбовали места  около речки Быстрый Исток, что впадает в Обь. Расселились на заимках – хуторах вблизи друг от друга. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной  культурой.  В Сибири кержаки назывались  сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков (жили у гор, у камня). Они противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским). Позднее они ассимилировались с ними из-за общего происхождения.  Поселение Быстрый Исток  –  первое упоминание о нём в документах — 1763 год. Я прочла это в Интернете.

Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя.  Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова,  в 1954 году.

На другом берегу Истока стояли тоже  дома Черепановых.  В них жили  потомки Бориса Филипповича.  Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду,  Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником.  Борис Филиппович Черепанов –  родной брат моего прадеда, Черепанова  Иоанна Филипповича (Ивана),  родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!

            Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом  –  папа, после того как  вернулся с фронта в 1945 году.  Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины.  Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором  родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела.   Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала.  В нём была уже совхозная контора.

отсюда: maxpark.com/community/3376/content/3179399

 

Забытые народы Сибири. Кержаки

Семья шарташских кержаков  Источник: http://www.1723.ru/read/dai/da...

Кержаки — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа.

После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток — в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой.

Одним из таких правил считалось обязательное перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться «банные черти») и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причем кержаки верили не только в богов православной церкви, в их вере сохранились домовые, «банные черти», водяные, наяды, лешие и другая нечисть.

В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь — «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.


Кержачка Анна Ивановна Погадаева(1900-1988) из с. Сакмара Оренбургской области (1932)

Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» — приверженцам официального православия.

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы — сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.


Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе — родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись».

Спеть похабную частушку, произнести скверное слово — это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет».

В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не­ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро­вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре­менно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?»

Кержаки. Музей старообрядцев в школе с. Поперечное

Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказы­вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места».

Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря­щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.

В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.

По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек.

отсюда: www.kramola.info/node/6299

 

Соборные постановления староверов часовенного согласия


От редакции: Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна — в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения (например, безпоповцы строго следовали учению о мирщении — осквернении через внешний мир).

Современному человеку, не представляющему своей жизни без телевизора, компьютера и сотового телефона, покажется диким запрет на использование радиоприемников. Но староверы-часовенные, стремясь сохранить старый уклад жизни и благочестие, даже в конце XX века отказывались от современной техники и старались не смешиваться с «миром».

 

Старообрядцы-часовенные во время моления на Веселых горах близ Тагила на Урале.

Часовенные занимают промежуточное положение между безпоповцами и поповцами. Изначально они принимали священников из господствующей церкви. Но постепенно радикальные безпоповские настроения все усиливались, поиск беглых никонианских священников, которые были бы крещены в три погружения и рукоположены правильно крещеным епископом, все затруднялся. Безпоповская практика была закреплена на Екатеринбургском соборе 1840 года.

Запрет на «лакомые яди» (еду) объясняется идеей христианского аскетизма. Другой мотив — при производстве сахара применялись нечистые звериные кости. Таким образом, сахар и все покупные сладости считались «погаными». После того, как изменилась технология изготовления сахара, запрет на покупной сахар был постепенно отменен.

В советское время часовенные называли «кадровыми» сотрудников безбожного государства и его учреждений. Именно поэтому работать в партийных и советских организациях, а также кооперативах, запрещалось. С «кадровыми» запрещалось есть из одной посуды, ходить к ним в гости и т.д. По свидетельству Сандакчесского уложения, это было связано со сталинским лозунгом времен массовых репрессий: «Каждый кадровый рабочий является строителем коммунизма». Запрет на вступление в профсоюз и уплату взносов объясняется известным в то время лозунгом «профсоюзы — школа коммунизма».

Часовенные Невьянского завода.

Весь советский период староверы-часовенные, пытаясь избежать контактов с безбожной властью, продвигались с Урала и Западной Сибири всё дальше на восток. Так образовались Дубчесские скиты (на притоке Енисея), существовало и существует множество заимок на территории Красноярского края и Эвенкии.

В часовенном согласии всегда проходили соборы, принимались постановления на злободневные темы.

В 1999 году издательство «Сибирский хронограф» выпустило объемную книгу «Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв.», в которой ученые Сибирского отделения Российской академии наук опубликовали постановления соборов часовенных с XVIII века, заканчивая 1990 годом.

Постановления собора, происходившего близ деревни Безымянка 26 декабря 1990г.

Бысть духовное суждение в лето 7498 26 декабря. Собравшихся с деревень: Безымянки, с. Каса, Налимнаго, Казанцева, Ломоватка, Тарасовки и Луговатки. Во славу единосущныя святыя Троицы. И посоветовали о некоторых духовных по­требах христианских и о нуждах, касающихся треб. Что касается распространения в народе великих соблазн на погибель душ христианских:

1. Дабы у коих християн аще имеются радиоприемники: в домах, избушках, или хоть где бы не было, то таковые в братию не принимаются, и некакие духовные требы не исправлять, и милос­тыню не брать от таковых. Сие согласно прежних уложений.

2. О исправлении продуктов. Мука, крупа, сахар (песок), масло растительное, сухофрукты, рыба соленая, соль и сода. Далее, крайныя ради нужды, у кого большая семья и невозможно обойтись, то исправить точию для таких лапшу (если не окажется по свидетельству некоторых, что добавляется молосное). Остальные макаронные изделия не употреблять. Также и масло молосное: если у кого нет коровы и предлежит нужда, то исправить. У живущих беззаконно масло не брать. А прочее, как, например, сухое молоко, дрожжи, сушки, пряники, маргарин, и что-либо в банках — таковое исправлять ни в коих суждениях не указует, то и нам не нужно вводить. Электрочайник подобен самовару.

3. Охотники любители, понеже платят членские взносы, за сию вину епитимии 12 поклонов ежедневно, так как билет постоянно имеют.

Спасаясь от безбожной власти, староверы-часовенные шли все дальше на восток, в тайгу. Скит на Малом Енисее

4. Пайщиков отнести пока на уровень кадровых. А кои были раньше пайщиками, т.е. лет 15-20 и более назад, а ныне не пайщики, то должны все равно выписаться из пая. А если не восхотят выписываться, то считать их с пайщиками, и если сие дальше будет продолжаться, то недалече от профсоюза будет судиться.

5. У которых христиан аще дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, то им епитимии 10 лестовок.

6. Если у которых християн дети живут беззаконно или отступники, то родителям с таковыми детями отнюд дружбы не иметь, и их, детей, если приедут, то не угощать и с ними не выпивать.

Берестяная книга, написанная в конце XX века на Малом Енисее

7.  Если кто из наших християн обои работают по заявлению, то в их доме кто попитается, за сие да молится 300 поклонов и прощение.

8. Если которые християны исправляют конфеты и прочие лакомые яди, и когда они бывают в здешних краях, то их кормить из отдельной посуды. А которые с ними напитаются, за сие молиться четыре седмицы по 100 поклонов в день, понеже лакомые яди исправе не подлежат.

9. У которых християн исправа неполная, т. е. ограждали точию крестом, с таковыми не питаться; а если прилучится по нужде, но не всеобдержно, когда не хватит продуктов, то за сие читать про­щение и епитимии 3 лестовки, а нештатным 6. (Примечание. Где за нужду во христианех имеется такая исправа, взять у них токмо хлеб печоный, остальное неприлично.)

10. Работающие по заявлению с вычетом профсоюзных взносов, хотя бы он и не подавал заявление на это, то как узнает, что с него высчитывают, должен немедленно устранить сие, то есть отказаться от взносов. А кто, ведая, будет умалчивать, мня, яко не своей волей творится, то таковый будет считаться профсоюзником. Не иметь с ним общения ни в пище, ни в молитвослужении.

«Профсоюзы — школа коммунизма», — значилось в каждом членском билете

11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, а также кричать безчинными гласы, сие не христианское, но еллинское беснование, за сие дело наказуются епитимией.

12. Если кто табакур и хощет прийти к браку, то таковому выдержка 6 месяцев, потом брачить.

13. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит сию и выпивает, пока не оставит сие нехристиянское дело, корчемство судится и в братию не принимать, согласно Бийскаго соборнаго уложения.

14. Афанасий Герасимовичь был предупрежден за некоторые действия, несогласные прежних уложений, что наносит соблазн и порок Церкви Христовой.
Сие суждение прочитано бысть в деревне Индыгино, Захребетное и Комендановское; пришли к единомыслию, токмо просим до­бавить два вопроса — исправлять банки: огурцов, помидор и яблок. Но кайтымские и наши предки просили воздержаться. И добавили:

15. Если кто получает многодетную пособию, тех семьи отнести пенсионерами.

16. Духовным лицам неприлично быть пенсионерам, и также кадровым работающим по заявлению.

И все сие уложено не нами, а прежде бывшими соборами и суждениями, а мы должны последовать по их стопам, не вводя ничего нового. Прочее, что вопреки христианскому закону, не творить. Тако посоветовали соборно согласно прежних уложений, яко же выше сказано. Кто будет согласен, то делом проходить, т.е. исполнять вышеуказанное. Кто будет не согласен, таковых оставляем на его волю, во общение братии пока не принимать, донележе исправится сохраняти вышеуказанное. И тако воздадим славу Богу о сем. Всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь

В лето от воплощения Бога Слова 1990-е.

Собрание рукописей и старопечатных книг Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, №9/97-г, л. 28-30.

отсюда:http://ruvera.ru/articles/sobornye_postanovleniya_chasovennogo_soglasiya 

 

Читать подробнее:

Корепанов Н. «Шарташ в XVIII веке» // http://korepanov1.narod.ru/Sai...

Корепанов Н. «В раннем Екатеринбурге» (1723 -1831) // http://korepanov1.narod.ru/Sai...

Корепанов Н.С. Уральские старообрядцы и европейские горные специалисты в XVIII в.: проблема взаимодействия. / в книге «Немцы на Урале XVII-XXI в.в.» (Die Deutschen im Ural XVII-XXI jh.). Коллективная монография, 2009.

Кулешов Н. «Шарташ – кержацкая столица» // «Домострой», № 6-7, 2000.http://www.1723.ru/read/dai/da...

Перин Р. «В поисках могилы Святого Аввакума» // «Потаённое», № 2, 2010http://www.zrd.spb.ru/pot/2010...

/pa href=»http://korepanov1.narod.ru/Sai...

http://shartashmegaliths.ru/sh...   https://cont.ws/post/291456

ekoray.ru/shartash-mesto-sily/

Обсудить у себя 0
Комментарии (10)

Моя бабушка иногда дедушку в споре  называла «кержак». Я раньше не понимала почему и зачем, только потом мне объяснили чуточку откуда такое название. У вас же интересная и полная статья на эту тему.

Если пройти по ссылкам, там более объёмная информация. Интересны люди цельные, крепкой веры и морально-нравственных устоев.

Пошла по ссылкам и узнала про Шарташ! А у нас далекие предки оттуда, это потом уже родители бабушки переехали в Челябинскую область, куда мы с братом каждое лето ездили на каникулы. Я всегда удивлялась, как у них было заведено. Я имею в виду быт и культура. Но мы были школьниками, мы особо не задумывались и не углублялись во все это. Поэтому узнать насчет этого интересно и познавательно, спасибо.

все хорошо и правильно… только староверы и старообрядцы это совсем разные понятия… да, староверы приняли старообрядцев и помогали им укрываться от петрушки первого…  но они никогда не смешивались. 

О смешении речь не идёт. Хотя в наше время уже сегодняшнее — не знаю, мало их осталось и сведений особых нет. Они как скрывались так и продолжают, а сколько их и где, затеряно в просторах...

мой двоюродный дед был из казаков-староверов, много знал… и не только из казацких приемчиков… знал как лечить людей, многих спас… у нас на Северном Кавказе с медициной всегда туго было… несколько его рецептов и я освоил — от ран и ожогов… светлый был человек, светлая ему память.

я немного неверно выразился на счет смешения… имелось ввиду, что в этой статье автор называет их то староверами, то старообрядцами… но я думаю он хотел написать про старообрядцев, потому что староверов он сейчас вообще не найдет… прячутся они хорошо.

очень хотелось побывать в Сибири… но так и не срослось с этим гребаным майданом

Павел, ну ваши паспорта теперь котируются у нас. Так что — милости просим! Сама тоже хочу поехать в том направлении, но мечты, мечты...

Вряд-ли получится… нужно ехать или через Николаев (говорят есть еще поезд с Украины) или через Белоруссию…  но опять-же здоровье ни к черту, нервничать нельзя… да и деньги большие… плюс куча проблем навалилось других… так что да — мечты ...

 

По возможности — пусть они сбудутся! 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: