Умозрительное

Давным-давно я увидел эту схему, скажем так, во сне. Попробовал, — работает, даже с такими массивными объектами, как человеческая история. Я и увидел-то ее как иллюстрацию к смыслу истории, просто использовал.

Логика есть «очеловеченная» математика. Известный арабский пример:
— друг моего друга — мой друг: (+А) * (+В) = +АВ;
— враг моего врага — мой друг: (-А) * (-В) = +АВ;
— друг моего врага — мой враг: (+А) * (-В) = -АВ;
— враг моего друга — мой враг: (-А) * (+В) = -АВ.

Процессы, структуры и системы логичны и прекрасно иллюстрируются математически. Например, вот достаточно простая концепция «Добра» и «Зла».
Жизнь воздействует на человека тысячами способов и с разной силой. Степень воздействия можно изобразить синусоидальным графиком.
Благоприятный для выживания уровень воздействия среды на себя человек считает добром, но если степень воздействия среды выше или ниже, чем удобно для выживания, человек начинает считать это злом. Температура воздуха от — 8 до + 25 определенно — добро. А вот ниже -45 и выше +37 это беззастенчивое зло. Погладь его ладонью — добро, шлепни — маленькое зло, ударь — большое. Короче, почти все — добро, пока ты с этим управляешься.
Зарядка, обливание холодной водой, обучение наукам раздвигают границы зоны комфорта, значительно увеличивая количество добра в человеческой жизни. Зло, как противопоставление добру, невозможно. Зло это просто гипертрофированное до нестерпимых размеров добро. Так что противопоставлять Бога и Дьявола друг другу просто нечестно — жизнь едина. Иное – просто нелогично. А между тем Бытие логично изначально.

Типы логических конструкций


НОЛЬМЕРНАЯ ЛОГИКА
Изображается точкой. Возможная координата местонахождения объектов в этом пространстве одна — (0). Времени нет, поскольку прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Пространства нет, поскольку оно имеет ноль измерений.
Это базовая логика, потому что первое, что вообще может быть осознано, это именно Ничто. На основе нольмерной логики сделаны многие восточные техники, и, возможно, это — самый короткий путь в Великое.
Но это — наименее применимая к деятельности человека логика, поскольку здесь нет не только общения, но даже движения.

ОДНОМЕРНАЯ ЛОГИКА
Изображается шкалой от +1, через ноль, к -1. Главных координат три: (+1), (0), и (-1).
Любой материальный процесс, должен получить энергию, чтобы начаться (+), обмениваться ею (0), чтобы продолжаться, и отдать энергию при своем завершении (-).
На основе этой логики функционирует концепция «прошлого, настоящего, будущего».
Это основной уровень логики человека, и в быту он редко выходит за его пределы. Например:
— о женщине — Красотка (+), Пойдет… (0), Уродина (-);
— о борце — Силач (+), Ничего (0), Слабак (-);
— об изменениях в собственности — Брать (+),  Обменивать (0), Отдавать (-);
— о пище — Вкусная (+), Можно есть (0), Отвратительная (-);

Ноль в одномерной конструкции редко бросается в глаза — человек склонен видеть дихотомии:
-    героя (+) и злодея (-), забывая о среднем человеке (0), только на фоне которого и имеют смысл и злодейства, и героические деяния;
-    дающего тебе (+) и берущего у тебя (-), хотя, процесс обмена все равно есть, даже если это обмен девичьей улыбки на «бескорыстную» помощь при переноске ведер с водой.

ДВУХМЕРНАЯ ЛОГИКА
Изображается пересечением двух одномерных шкал и кругом. Исчерпывающий расклад возможных координат: (00), (0+), (+0), (0-), (-0), (++), (- -), (- +), (+ -). Всего — девять вариантов.
Если бы мы приспособились применять двухмерную логику в быту так же лихо, как и одномерную, количество совершаемых людьми глупостей значительно бы уменьшилось.
Стабильное данное марксистско-ленинской философии в Советском Союзе — закон отрицания отрицания (когда зерно, становясь ростком, отрицает само себя, как зерно) всего лишь частный случай целого цикла событий с координатами (-х; -у). А есть еще и восемь других: утверждение отрицания (+х; -у), игнорирование утверждения (0х; +у) и т. д.
Пользуясь таким подходом, приведенный чуть выше «арабский» пример можно дополнить утверждениями типа: «безразличный моему другу и мне безразличен; (0 х А) * (+ В) = 0 х АВ», и расширить от четырех пунктов до девяти.
Характерно, что и в двухмерной логической конструкции пункт, расположенный в центре и имеющий обе координаты равные нулю, ускользает от внимания. (Точно так же, как в одномерной логике ускользает от человека срединная координата «0», и человек начинает использовать дихотомии и видеть только черное и белое). Это «выпадение» ноля совершенно логично: выражение «безразличный тому, кто безразличен мне, мне тоже безразличен» не имеет практического значения. Мы охотно наблюдаем движение карусели, но редко обращаем внимание на существование оси, вокруг которой она вращается. Потому что на оси кататься нельзя.
Именно поэтому продвинутые индусы сделали шахматную доску 8*8, а продвинутые китайцы ввели в «И-Цзин» 64 (8*8) гексаграммы. И, кстати, приколитесь: у зиготы человека – 64 клетки! (8*8)!!!

Как опробовать, хотя бы в общих чертах, двухмерную логику?

ПРИМЕР № 1 (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)
Представьте себе жизнь подростковой стаи в новом доме где-нибудь на окраине города.
Ступень № 0. Есть новый дом, который и послужит всем остальным процессам. Сам по себе дом не принимает участия в процессе образования стаи; он – среда, в которой все происходит, ось, вокруг которой все вращается. Назовем эту ступень «Пребывание».
Ступень № 1. В новом доме появились первые подростки. Они еще растеряны, не знают, кто их соседи, и вообще, что это за район, но они УЖЕ ПОЯВИЛИСЬ. Это – начало будущей стаи. Назовем эту ступень «Инициация».
Ступень № 2. Первые знакомства. Кто-то встретился по дороге из школы, кто-то пока ходил за хлебом. Дети приглядываются один к другому, пытаясь определить, кто есть кто, и как сложатся их отношения в дальнейшем. Назовем эту ступень «Структуризация».
Ступень № 3. Стало понятно, кто есть кто. Один – отпетый хулиган, второй – отличник, третий – стукач, и папа у него мент, четвертый – ходит в музыкальную школу, а пятый – по жизни «шестерка». Назовем эту ступень «Специализация».
Ступень № 4. Выстраивается иерархия будущих отношений. Наверху – хулиган, внизу «шестерка», отличник и музыкант. Стукач где-то сбоку, и непонятно, что с ним делать. Назовем эту ступень «Иерархизация».
Ступень № 5. Стая начинает сливаться в одно целое. Хулиган рулит, «шестерку» гоняют за пивом и заставляют сшибать деньги у музыканта, а стукача лупят. Назовем эту ступень «Интеграция».
Ступень № 6. «Статус Кво» узаконивается. Музыканту объясняют, что он, по жизни, чмо, и поэтому «должен» всегда. Вводится понятие «настоящий пацан» и вырабатываются основные принципы, которым должны следовать все пацаны. И теперь избежать этих «правовых норм» не может никто. Назовем эту ступень «Стабилизация».
Ступень № 7. Музыкант записывается на бокс. Отличник уезжает поступать в Питерский университет. Хулигана сажают. Подрастающее поколение о пацанячьих правилах знает, но игнорирует – им интереснее компьютеры и айкидо. И система начинает валиться: правила есть, а живых носителей этих устаревших правил нет. Назовем эту ступень «Либерализация».
Ступень № 8. Вернулся из зоны бывший хулиган: почки отбиты, участковый пасет. Музыкант имеет свой ресторанчик и дружит со многими из крутых. Отличник приехал в отпуск из Австралии. У каждого своя жизнь, и каждый в разных местах и в разное время начал другие восьмеричные циклы. И вот собрались они во дворе на лавочке и вспоминают былые времена. Память есть, а процесса нет – «кожура от яблока». Назовем эту ступень «Ликвидация».



ПРИМЕР № 2 (ПОЛОВОЙ)
№ 1. Инициация. Зачатие ребенка. Введено то, что пока человеком не является.
№ 2. Структуризация. Зародыш развивается в утробе и формирует половые признаки.
№ 3. Специализация. Ребенок родился. Взрослые ориентируют его в соответствии с полом.
№ 4. Иерархизация. Подросток самоопределяется, как представитель пола своего возраста.
№ 5. Интеграция. Молодой человек полноценно функционирует в половозрастной структуре общества, как представитель своего пола и своей возрастной группы, заводит детей.
№ 6. Стабилизация. Зрелый человек имеет детей, супруга и стабильный половой статус. Он состоялся и его положение закреплено общественным мнением и собственными привычками.
№ 7. Либерализация. Пожилой человек постепенно все реже функционирует, как представитель своего пола. Теряет привлекательность и энергию. Половые признаки есть, а половые функции изрядно сокращены.
№ 8. Ликвидация. Старик формально принадлежит своему полу, и в паспорте его пол указан, но как половой субъект не функционирует. Очередная «кожура от яблока».

ПРИМЕР № 3 (МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ)
№ 1. Инициация. Человека посещает неясная догадка.
№ 2. Структуризация. Человек начинает размышлять.
№ 3. Специализация. Человек осознает, в чем особенность, главное свойство новой идеи.
№ 4. Иерархизация. Человек соизмеряет открытую им новую идею со своим опытом.
№ 5. Интеграция. Человек встраивает идею и смотрит, как она работает вместе с другими.
№ 6. Стабилизация. Человек принимает новое расширенное видение, как закон.
№ 7. Либерализация. Новое понимание расширяется, и человек перестает трепетать над когда-то столь ценной идеей.
№ 8. Ликвидация. Человек настолько расширяет горизонты, что некогда столь ценная идея перестает играть сколько-нибудь значительную роль.

Есть и следующий уровень схем — 27-ричный, но этого достаточно.
Осталось применить эту схему к человеческой истории. До пятой ступени мне все ясно, просто надо расписать.

ИДЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Michael_Sv [ ЛС ]
05 February, 2014 23:52
Сообщений: 2,084

Dist носился недавно с идеей перехода из мистической цивилизации в рациональную… Графики раскладывал с золотым сечением 1,618 по середине… Момент или точка перехода..
графики естественно аналогичны переходу из детства во взрослую жизнь человека..

Но так как детство вспоминается снова в старости, а играть не с кем и сложности со членами, то на помню:

Психологи, которые начали заниматься изучением мира детства во второй половине XX века, пришли к очень интересному выводу.
Оказывается детские считалки, страшилки, правила игр, дразнилки и т.п. передаются из поколения в поколение без изменений от более старших к более младшим.
Несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет, детская культура удивительно консервативна: игры и шалости, присказки и страшилки сохраняются неизменными иногда на протяжении целых столетий!
Это напоминает механизм передачи устного творчества, существующий у каждого народа.
И конечно такой механизм появился не случайно.
Если существует такой постоянно самовоспроизводящийся механизм, то зачем-то он нужен.

Ребенок в возрасте до 3 лет в целом не испытывает особой нужды в сверстниках. Дети такого возраста скорее играют рядом, а не вместе.
И только между 3-5 годами, при переходе к более сложным ролевым играм, ребенок обнаруживает ценность сверстника, как товарища по игре. Он начинает нуждаться в напарнике.
Но там где возникает взаимодействие двух людей, там сразу же начинается борьба мнений. И вот путем споров, препирательств и ссор, которые очень часто возникают в это время, ребенок постепенно учится мирному и справедливому решению спорных вопросов.
Ребенок становится менее эгоистичным и начинает учитывать чужое мнение.

В результате дети 5-6 лет уже могут самоорганизовываться в детские игровые группы.

И вот тут-то им и помогает детская традиция, которую младшие дети усваивают от тех, кто постарше, в живом общении.
В этом традиции накоплен опыт предыдущих поколений детей, решавших подобные же психологические проблемы.
Детская традиция — это образец правильных действий, выработанный для определенных стандартных ситуаций.

Первый элемент этой традиции — считалка.
Считалка — это способ избежать столкновение личных интересов.
Считалка позволяет безболезненно распределить роли в будущей игре.
А ведь распределение ролей — это самый опасный момент в начале игры, который при неправильном подходе вообще сделает игру невозможной.
Для детей важно, что считалка ни от кого не зависит, она объективна. Это своеобразный перст судьбы:

На столе лежит лимон -
Выходи из круга вон!

Похожим способом древние греки выбирали себе должностных лиц. Они бросали жребий и считали выбор жребия — выбором богов.
Считалка используется примерно до 9 лет, а после этого возраста дети обычно способны распределить роли без считалок, исходя из личных интересов.
Собственно, все элементы детской традиции таковы — это временные «костыли» для преодоления сложных ситуаций на момент взросления. Но по мере взросления, ребенок отказывается от них.

Второй элемент детской традиции — это страшилки.
Страшилки и испытания храбрости — это механизм преодоления страхов.
Рассказывание страшилок — это ситуация, когда можно открыто выражать свое чувство страха и не стесняться его.
Это своеобразная детская психотерапия, проработка и изживание страхов.
Рассказывание страшных историй и посещение «страшных» мест (подвалов, чердаков, заброшенных домов) происходит в тесной компании знакомых детей, где страх делится на всех, где постоянно перемежаются настоящие страшилки и смешные пародии на них, где большинство историй имеет игровой конец, что в результате приводит к освобождению от страхов.

Третий элемент детской традиции — это дразнилки.
Обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность. Оно особенно часто используется в период формирования детской группы, когда выясняется, кто и на что в ней может претендовать.
Кроме того, обзываниям часто подвергаются новички, которым дети устраивают своеобразную стрессовую психодиагностику.
Однако после 9-10 лет дети все реже прибегают к стандартным текстам дразнилок. Ребенок становится достаточно опытным и может уже без них оценить партнера по игре.

Наиболее важным мне кажется такой элемент детской традиции, как отговорки.
Ребенок, знающий отговорки, чувствует себя более защищенным, когда в его памяти есть различные варианты ответов на обзывание и дразнилки.
Отговорка — это заранее продуманный шаблон действий, с помощью которого ребенок может защищаться в момент словесного нападения.
Например, он знает, что в ответ на оскорбление надо громко и смело выкрикнуть:

Кто обзывается -
Тот сам так называется.

Теперь, в стрессовой ситуации ребенку нет необходимости судорожно искать ответ. Этот ответ заранее готов.
Кроме этого, ребенок понимает, что ни в коем случае нельзя слова обзывания принять на себя. Оно не должно проникнуть в душу и расстроить ее. Иначе цель противника будет достигнута.
Чтобы показать, что словесное нападение тебя не затронуло и не устрашило, детская традиция отговорки приписывает напористо-вызывающую интонацию при выкрикивании отговорки и презрительно-спокойную мимику.
Кроме того, оскорбление нужно отбить обратно собственным ответным словом:

Шел крокодил-
Твое слово проглотил,
А мое оставил!

Чем неожиданнее отговорка, тем больше она поразит и вернее остановит агрессора. Поэтому дети стараются запоминать все услышанные отговорки.
Впрочем, стандартные отговорки тоже годам к 9-10 исчезают из детского лексикона. Ребенок становится более опытным, его первичная психологическая тренировка закончена, он уже не нуждается в «подсказках» и начинает придумывать на ходу свой уникальный и остроумный ответ.

Итак, нужно ли детям общество сверстников, их забавы, шалости, ссоры, обиды и игры?
Я бы сказал, что крайне необходимо.
Это общение детей друг с другом позволит им перенимать детскую традицию.
В результате дети получат набор готовых шаблонов для действий в стрессовых ситуациях. Эта традиция, эти шаблоны сделают их намного успешнее, чем те, кто этих шаблонов не имеет. Т.е. дети вырастают более стрессоустойчивыми.
На мой взгляд, те родители, которые ограничивают общение своих детей со сверстниками, или тем более увозит их в малолюдные, глухие места, поступают крайне безответственно по отношению к будущему своих детей.
Даже если это сделано из самых благих побуждений, например, развитие «эко-ребенка нового типа», «возвращение к природе», создание эко-поселений.
Ребенок должен расти в обществе детей. Точка.
Если самые наиблагие побуждения лишат ребенка общества своих сверстников, то это те побуждения, которые ведут в ад.
Второй вывод касается потрясающей эффективности шаблонов (т.е. готовых ответов). Жизнь взрослого человека тоже полна стандартных стрессовых ситуаций. И на каждый стандартный стресс можно заготовить стандартный психологический отклик. ..

Но самое главное, подобные шаблоны можно использовать не только в стрессовых ситуациях, но и привязать к самым обычным, повседневным действиям.
Если это сделать, то в момент выполнения каждого привычного действия (сели перекусить, заходите в спортзал и т.п.) шаблон будет всплывать в вашей памяти и программировать на определенное поведение...

 

 

http://chispa1707.livejournal.com/724328.html

http://www.faleev.com/about_health/health/z005.html


Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.