Про пасхальные яйца и антропный принцип
Про пасхальные яйца и антропный принцип
В предыдущем посте было много ссылок… похоже, я его ими перегрузил, вышло вроде статьи из википедии. Ну да ладно, еже писахъ — писахъ, постараюсь исправиться, так что в этом посте ссылок почти не будет.
Про антропный принцип. Всем уже ясно, что параметры мироздания очень тонко настроены на то, чтобы в нем мог существовать человек разумный в том виде, в котором существует. Чем дальше — тем таких настроек выявляется все больше. Речь идет не только о фундаментальных константах и параметрах элементарных частиц, но и о таких, с ними впрямую не связанных, «фишках», как наличие у Земли Луны, которая а) погасила прецессию земной оси, чем обеспечила достаточную ровность климата; с непогашенной прецессией Земля то вымерзала бы насмерть, то была бы выжигаема адским зноем, что не могло бы не отразиться на человеческой цивилизации и биосфере вообще, и б)за счет периодических приливов способствовала выходу жизни из океана на сушу. Юпитер тоже оказался на своем месте: за счет орбитальных резонансов он оттаскивает пояс астероидов от Земли буквально как свору собак, не давая им бомбардировать планету.
Про спор между сторонниками идеи разумного дизайна и антропного принципа я упомяну здесь только в связи с тем, что большинство естествоиспытателей исповедуют последний в его слабом варианте — допускается наличие множества локальных вселенных с разными наборами констант, а в нашей вселенной огромное количество планет с самыми разными условиями, и вот на одной из них — Земле — они наконец сложились так благоприятно, что здесь жизнь возникла и развилась до разумного существа, способного задаться этим вопросом.
Все это так, но имеет отношение лишь к тем условиям и событиям, которые складывались до появления человека разумного (ЧР). А как быть с «пасхальными яйцами»? Поясню: «пасхальные яйца» (ПЯ) — термин из сферы компьютерных игр, бродилок и симуляторов. ПЯ — это такое место, куда вы можете прийти, стать на нужный камень и трижды подпрыгнуть, и тогда вам откроется тайная комната, где лежит 500% здоровья, всё оружие, рюкзаки с боеприпасами и вдобавок guns akimbo и quad damage. Или это комната, где можно найти портреты разработчиков игры. Про портреты разработчиков(-а) мы потом поговорим, а сейчас про «закладки на будущее» с «едой, аммо и здоровьем».
У меня такое впечатление, что в Солнечной системе этих «закладок» — несколько штук, заботливо расставленных одна за другой в порядке «прохождения уровней», и эти закладки даже не спрятаны. То есть попрыгать-то придется, но они все - на поверхности.
Дело в том, что Солнце по мере выгорания водорода будет эволюционировать, и его светимость будет повышаться плавно, а потом достаточно быстро — по мере превращения Сонца в красный гигант. И человечеству, если его не уничтожат прыгуны с гранатометами, с одной стороны, и мужеженщины с фаллоимитаторами, с другой, придется с Земли постепенно отодвигаться все дальше.
И выясняется, что там на каждом этаже — такие вот комнаты с разными полезными вещами.
1. Марс. Почти Земля. Имеет запасы воды и углекислого газа, и по мере повышения светимости Солнца все это начнет испаряться в атмосферу, обеспечив парниковый эффект, и тут надо только не прощелкать нужное временное окно — заселяй планету цианобактериями и нарабатывай кислород.
2. Пояс астероидов. На Церере — слой водяного льда толщиной а 90 км, и предположительно, запасы воды на Церере превышают запсаы воды на Земле. Пояс астероидов, кроме того — богатейшее месторождение металлов, в т.ч. редких и тяжелых (почти все они были занесены на землю именно с падающими астероидами).
3. Юпитер и его спутники. На Европе — мощный океан жидкой воды под слоем льда и кислородная атмосфера (хотя сейчас и разреженная). Ганимед — самый большой спутник в Солнечной системе, вдвое тяжелее Луны, обладает собственным магнтиным полем, и на нем, возможно, есть подповерхностный океан.
4. Сатурн и его спутники. Титан обладает мощной атмосферой из азота и углеводородов, и это сейчас вторая (наряду с Землей) планеты, где есть реки и моря. Правда, они из жидких метана и этана, и по запасам органики этот спутник является очень даже вкусным «рюкзаком с едой». Терраформировать, кстати, его можно начинать уже в скором будущем — забросить туда какую-нибудь генномодифицированную Oleispira Antarctica (бактерия, способная питаться углеводородами при отрицательных температурах), пусть нарабатывает углекислый газ и биомассу, а там и до цианобактерий и «кислородного переворота» дойдет, как раз за миллиард лет и уложимся. Энцелад — океан жидкой воды.
5. Спутники Урана, Нептуна и Плутон, который вроде бы тоже обладает запасами воды замерзшей атмосферой, а когда Солнце станет красным гигантом и его светимость возрастет в тысячи раз, то условия на Плутоне могут стать вполне даже приемлемыми. Кроме того, планеты-гиганты — это практически неисчерпаемый источник водорода, которого человечеству хватит на триллионы лет.
6. Пояс Койпера.
Эти «зимовки по пути следования экспедиции» никакого влияния на возможность возникновения разумной жизни и ее комфортного существования «здесь и сейчас» оказать не могли, и в слабую версию антропного принципа не очень ложатся. Ну, вот представьте, что Земля — самая внешняя планета Солнечной Системы, и дальше ничего нет. Сейчас вроде бы ничего плохого от этого нет, но будущее рисуется несколько тревожным. Еще где-то 500 млн. лет — и биосфере кирдык: на Земле станет очень жарко. А убираться отсюда надо уже не на соседнюю планету, а в соседнюю звездную систему, и что там за условия — совсем неясно.
Конспективно так. А про портреты дизайнера мы в следующий раз поговорим. Они тоже есть.newcopperbeard.livejournal.com/366839.html