О пилах, топорах и больших деревянных кораблях

О пилах, топорах и больших деревянных кораблях

Столько всего интересного появляется, что не успеваю реагировать и откладываю в долгий ящик, но тут не утерпел (дабы не забыть совсем).

В комментариях к предыдущему посту образовался диалог по поводу популярных материалов Vaduhan'а о пилах в таком ключе: без черной металлургии нет стали, без стали нет нормальных пил, без пил нет досок, без досок нет больших кораблей. Поскольку инструменты типа пила датированные средними веками сильно сомнительны, то делается вывод что флоты из больших кораблей не такая уж и древность.

Если действительно серьезно подходить к вопросу, то кроме истории технологии пилы надо также внимательно рассмотреть доступные детали деревянных судов в музеях на предмет распиловки или обтесывания, направления волокон, толщины деталей и т.п. Материалы музеев подводной археологии обычно малодоступны, но попытки все-таки стоит сделать.

Пусть даже есть прекрасные пилы, которыми можно напилить длиннейшие ровнейшие доски, но возникает вопрос как из прямых пиломатериалов сделать криволинейные детали кораблей?

Ну ладно, у стрингеров не такая страшная кривизна, но как быть со шпангоутами?


 

А толщина шпангоутов была немаленькая, попробуйте согнуть брус 15-20 см или даже больше.

Если не ошибаюсь, первооткрывателем гнутого дерева в мебельной отрасли был мастер-краснодеревщик Чиппендейл в 18 веке, а гнутые венские стулья пошли в массы и того позже — в 19 веке. То есть прямые материалы из-под пилы для некоторых деталей кораблей требуют очень серьезной доводки - изгибания. Если обнаружится что где-то шпангоуты составные, это тоже надо отмечать.

Опять привожу по памяти: наместник Новгородский Яков Сиверс во второй половине 18 века ратовал за внедрение распиловки, дабы увеличить выход готовой продукции, ибо тогда распускали бревно на две части и обтесывали топором, получалось максимум две доски, которые по нашим меркам представляли из себя два бруса толщиной 15-20 см.

Мне в свое время старый родственник рассказывал, что еще в 1930-х он застал массовую практику продольного обтесывания дерева топором в Костромской, Ивановской и Владимирской областях, пилы были не в почете, даже если они и имелись (для поперечного реза естественно пилы использовали).

Получается что по всем признакам большие корабли могли быть созданы не раньше 18 века, поскольку пил и технологии изгибания полученных прямых пиломатериалов до этого не было, а топор ничего не решает?

Рано хоронить топор, он незаменим, а пилы бесполезны в старинных технологиях, на которые мне пришлось наткнуться в материалах по лесному хозяйству Российской империи (давно читал, ссылку не сохранил). Там какие-то должностные лица докладывали о том, что они нашли деревья для кораблестроения нужного качества в нужном количестве и как требуется согнули их растяжками!

Тогда я просто оценил изящество решения предварительно напряженной конструкции и не стал дальше копать первоисточники, отметив для себя, что теперь более понятна ответственность вплоть до смертной казни за порубку леса в казенном лесу. Представляете как крестьянин простодушно объясняет что он срубил какое-то самое неказистое кривое дерево и не тронул толстые прямые деревья? Ах ты, сволочь, шпангоут линейного корабля испортил!

При таких исходных материалах — только хардкор топор, можно даже каменный.

apxiv.livejournal.com/210197.html

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: