Владимирский собор (Киев)

Владимирский собор (Киев)

Начало строительства Владимирского Кафедрального собора — 15 июля 1862 года. Строительство здания завершено в 1882 году. В росписи и оформлении храма принимали участие выдающиеся художники своего времени: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский, Павел Сведомский, Михаил Врубель. Весной 1896 года роспись и оформление собора были завершены. 20 сентября 1896 года митрополит Ионакий освятил Свято-Владимирский собор. В 1944 году Свято-Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. После провозглашения независимости Украины возник Киевский Патриархат Украинской Православной Церкви. С 1995 года — Свято-Владимирский кафедральный патриарший собор.

 

 


 

Паникадило

Православный храм — это гораздо больше, чем дом молитвы, — это целый мир,… собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.Е.Н. Трубецкой

Устроение храма это своеобразный гимн красоте. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор (или нартекс по гречески), собственно храм (или наос) и алтарь.

Икона «Господь Вседержитель»(Васнецов)  — один из самых распространенных в России иконографических типов Спасителя. Духовное и богословское содержание иконы заключается в представлении Господа Иисуса Христа как Вершителя судеб мира, Источника Истины и Жизни: одной рукой Господь благословляет, во второй руке Он держит книгу как многогранный символ и Благой Вести, и Книги Жизни, в которую вписаны имена спасенных, и Божественной мудрости. Традиционно входящая в венчальную пару икон, икона «Господь Вседержитель» обычно первой входит в дом молодой семьи, к ней обращаются при чтении утренних и вечерних молитв и во всякой нужде и в радости.

Ветхозаветные Пророки

Роспись кисти Котарбинского

кисти Котарбинсого

Роспись потолка. Серафимы, фреска кисти В.Котарбинского

Страшный суд, Судный день(Васнецов )— последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

В XII веке армянский поэт (у армян он считается еще и святым) Грегор Нарекаци в своей «Книге скорбных песнопений» написал:

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?

Бог Отец,кисти Васнецова

Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).

Христианство считает его Творцом мира и человека: "Отец есть предначинательная причина всего существующего". При этом в процессе творения участвовали все ипостаси Троицы: "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — вся сила их" (Пс.32:6). Ириней Лионский называет Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца

Бог Слово,кисти Васнецова

Бог-Слово или Логос в Евангелии от Иоанна означает второе лицо святой Троицы.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. », — так начинает свое Евангелие святой апостол и евангелист Иоанн (Иоан.1:1 )

Святой Мефодий, кисти Нестерова

Святой Кирилл, кисти Нестерова

Святые Кирилл и Мефодий  составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги.

Роспись барабана (основания) главного купола Владимирского собора изображает предверие рая, кисти Васнецова

Центр росписи — несомненно образы трех главных Архангелов  — Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил.

По церковному преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пребывают до Страшного Суда .

Часть справа от Архангелов, кисти Васнецова

Справа от них выделяется фигура разбойника согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю — исполнился.

Над разбойником — Адам, седой старик, его держит за руку ангел, рядом Ева, руки сомкнуты в молитвенном жесте, на лице как будто неверие своему счастью —  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Позади их Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, исполненном веры. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Еще дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей — Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Третья часть

На третьей части росписи, — великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее поддерживает Ангел. Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов (помните монастырь на горе Синай в Египте?, по приданию ангелы вознесли тело Великомученицы после казни на гору Синай, где в VI веке его обрели монахи и перенесли в монастырь). Взгляд Святой тверд и спокоен, на руке ее блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом.

Далее изображен равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Еще дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

Серафимы,кисти Васнецова

Серафим   — ангел, особо приближённый к престолу Бога и Его прославляющий. У него 6 крыльев. В христианской системе ангельской иерархии это первый ангельский чин.

    — Серафимы (с иврита — горящие, пламенеющие, огненные, (Ис 6:2-3)) — шестикрылые ангелы. Пламенеющие, Огненные. Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.

    — Херувимы (др.-греч. — заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) — четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Сатана был из чина херувимов.

Евхаристия, кисти Васнецова

Евхаристия (греч. благодарение), Святое Причастие — главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд.

Данное изображение находится в закрытой для посещения части храма — Алтаре.Увидеть его можно частично во время службы через врата в иконостасе или сверху, находясь на хорах собора.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Святой Владимир , Васнецов

Владимир I Святославич (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).

Правнук того самого Рюрика, внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги.

Крещение Святого Владимира, Васнецов

Крещение Киевской Руси, Васнецов

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Нестор Летописец, Васнецов

Нестор — древнерусский писатель, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Князь Святослав — отец Владимира, Васнецов

Святослав Игоревич (942-март 972) — великий князь киевский с 945 по 972 гг., прославившийся как полководец.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова: "Походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.

Святая Ольга,Васнецов

Княгиня Ольга, в крещении Елена (умерла 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.Бабушка князя Владимира Крестителя Руси.

Добрыня — дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича, Васнецов

Богородица кисти Васнецова

Богородица кисти Нестерова

Богородица кисти Нестерова

Мария Магдалина, Васнецов

В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излечённую от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании.

Все иконы алтаря Владимирского собора написаны на свинцовых досках, толщиной около 2 см.

Иисус Христос,Васнецов

Въезд в Иерусалим.Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

Воскресение Лазаря.Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Тайная вечеря.Роспись выполнена В. Котарбинским в соавторстве с Павлом Сведомским.

Тайная вечеря — последний ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами накануне крестных страданий, на котором он установил Таинство Евхаристии (Причащения; Мф.26:17-29), произошедший в Великий Четверг.

На Тайной Вечере Иисус заповедал апостолам: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк.22:19). Христос говорит о своей крови в этот день: «Пийте от нея вси» (Мф.26:27).

По преданию, десять из присутствовавших в тот день на Тайной вечере апостолов позднее приняли мученическую смерть.

Суд Пилата. Фреска принадлежит кисти Котарбинского.

Суд Пилата  — описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Моление о чаше. Фреска принадлежит кисти Котарбинского

Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: божественную и человеческую.Гефсиманское моление Иисуса Христа с точки зрения богословов было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.

Крестная смерть, Васнецов

Распятие Христово — это казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий
Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Согласно сообщения евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:
* Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
* Иоанн Богослов (ему Иисус вверил заботится о своей матери: «Иисус, увидев
Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се,
сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей
взял Ее к себе» (Ин.19:26-27);

* Мария Магдалина;
* Мария Клеопова;
* Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
* Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
* Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей
Христовых
и стали почитаемыми христианскими реликвиями.

Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:
* Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
* Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин.19:19).
* Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
* Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
* Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
* Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
* Клещи, которыми вынимали гвозди.

Распятие происходило на Голгофе («лобное место» от арамейского «череп») — невысокий холм за границей гродских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.[1]

Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения.

Преображение Господне кисти Сведомского

Евангелист Лука, Васнецов

Лука —  апостол от семидесяти, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырех Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

Евангелист Иоанн

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь.

Евангелист Марк

Марк - один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа.

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя.

Евангелист Матфей

На свитке, который подает ангел Матфею, написаны завершающие слова Евангелия от Матфея, в которых Иисус посылает своих учеников нести слово учения всем народам и обещает быть всегда рядом с ними:

се Аз с вами есмь во вся дни… века (Мф. 28, 20)

Собор Святителей Русской и Вселенской  Церкви

Русские епископы, фреска собора, Васнецов.(тыц)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: