ИСПЫТАНИЕ МУДРОСТЬЮ

ИСПЫТАНИЕ МУДРОСТЬЮ



Никита Мирошниченко

«… и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все,
что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нем».
Экклезиаст 1-13.

1. ГОРДЫНЯ «АНСКУЛИНГА»

То, что государственная школа работает из рук вон плохо сегодня понятно многим.
То, что нужно срочно спасать от нее детей, понимает гораздо меньше.
Еще меньше тех, кто на деле отважился избавиться от казеного просвещения.

На фоне суеты современного мегаполиса движение т.н. «анскулинга» выглядит, как эпатаж, скандал, бунт «умников» против системы государственного просвещения. Сурово насупился истеблишмент: вроде бы ничего противозаконного нет, пока что… Но в России только начни отпускать вожжи. И сегодня они своих детей из школ позабирают. А завтра со своими детками на Болотную попрутся или еще какой другой майдан учудят. Кто знает: где и у кого они теперь будут учиться? А, главное, чему?!


В контексте эволюции вида Человек Разумный движение домашне-семейного образования в России — это тихий и скромный подвиг, требующий помимо искренней любви к своим детям — воли, мужества, смекалки, а главное, понимания того, что на самом деле творится сегодня в казеной школе.

Движение неравнодушных родителей возникло стихийно. Это знак начала восхождения человеческого разума на новый уровень — Экологического Сознания. Это свидетельство победы персонального интеллекта над окостеневшими социальными стереотипами, бестолковыми ритуалами и нелепыми привычками. Это торжество Человеческого Разума, постигшего, что нет ценности большей, чем собственный Ребенок — Наследник — Потомок. Это триумф воли мам и пап, решившихся взять на себя всю ответственность за строительство душ собственных детей, за их психическое здоровье и отважившихся вступить в единоборство с чиновным монстром.

По существу «анскулинг» — лишь первый шаг на пути спасения ребенка от убожества державного «просвещения». И если за ним не последует второго, если не будет выстроена система альтернативного приватного семейного обучения, участники движения окажутся в нелепой ситуации, описанной в украинском фольклоре: «за каплю молочка — так мучить бычка?!»

2. НЕ ХУЖЕ, ЧЕМ В КАЗЕННОЙ ШКОЛЕ

Сегодня борцы с казенной образованщиной подошли к важному рубежу. Доказав, что детей таки можно избавить от плохой школы, им предстоит организовать альтернативный — более совершенный учебный процесс — построить каждый у себя дома хорошую приватную школу.

На первый взгляд это кажется утопией. И не только потому, что когда каждая мама или папа по-своему организует учебу своего ребенка, теряется системность и монолитное единообразие.
Единообразия не жалко. «Безобразно, зато единообразно!» — принцип казармы. И то, что обучаясь дома, некоторые счастливцы уже перестали ощущать себя рекрутами, это хорошо. Теперь бы понять как системное безобразие заменить развивающей ребенка системой учебной деятельности? Научиться этому у государственной школы не получится. Системность казенного просвещения никогда не была образцовой. Учебная премудрость трамбуется здесь в сознание учащегося кое-как, хаотически, наспех, как вещмешок новобранца. Это препятствует формированию стройной и строгой научной картины мира на выходе из учебного процесса.

Если системность не по зубам армии министерских просвещенцев, опирающихся на легионы ученых из ведомственных НИИ, то откуда ей взяться в анархическом облаке обособленных семейных экспериментов, исполняемых восторженными (до поры до времени) дилетантами?

В условиях домашне-семейного воспитания системность педагогического процесса может быть обеспечена исключительно его строгим программированием, отражающим разнообразные векторы семейных предпочтений, индивидуальных склонностей и персональных задатков, с выделением содержательного базового ядра и строительством коммуникаций и взаимопереходов внутри и с периферией.
(О том, как формировать новое содержание школьного образования см.: Н.Мирошниченко «Контуры нового просвещения» https://vk.com/id246577990)

Успех любого дела зависит от профессионализма исполнителей. И если в каких-то семьях «анскуллеров» есть собственные педагоги, и если с помощью современных средств коммуникации их опыт оперативно транслируется другим участникам движения, этого все равно недостаточно, чтобы избежать дилетантизма, способного угробить любое святое дело. Поэтому необходимо создать собственную систему дидактического обеспечения семейно-домашнего образования и привлечь к ее обслуживанию редких настоящих учителей. Их задача: вместо одной на всех, аморфной, неповоротливой и бестолковой «программы среднего образования» — вместо индустрии посредственности — создать алгоритм программирования развития каждого ребенка, отражающий персональность способностей и уникальность векторов индивидуального развития. Так покончим с колхозом, штампующим их года в год человеческую посредственность из уникального сырья нашего детства.

3. МУДРЫЕ ПЕЧАЛИ

В самом начале большинство участников движения вряд ли предполагало, что им самим придется заменить своим детишкам прежних учителей. Скорее всего они рассчитывали, что в «родных стенах», без казенного педагогического террора, с помощью интернета дети сами примутся за учебу. Стоит только их как-то правильно настроить. Иллюзия!

Иногда иллюзии совершают полезную работу. Например, на первом этапе они дали силы и оптимизм для освобождения от школьного ига. Ведь если бы еще тогда мамы и папы трезво понимали, что на самом деле их ждет впереди, когда детишки перестанут ходить по утрам в школу, кто знает рискнули бы они на эту авантюру?

Сперва казалось, что если нет настоящего учителя, его сможет заменить хороший учебник… и таинство мотивации, вытесняющее все соблазны кроме всепобеждающей тяги к знаниям.

На самом деле:
1) не существует учебников, даже наилучших, способных заменить настоящего учителя;
2) настоящий учитель даже препаршивейший учебник превратит в «конфетку»;
3) чтобы систематическая умственная деятельность стала конкурентоспособной по отношению к детским забавам, необходим единственный мотив — настоящий учитель;
4) вопрос: «где его взять?» стандартного ответа не имеет. Одно ясно — надо искать.

Была надежда на информационную избыточность интернета, где, если поискать, найдутся заменители скверным учебникам. Интернет не подвел, но оказалось, что даже если нужные буквари там существуют, нужно еще организовать систематическую работу с ними. Ведь учебник нужно не просто прочитать… А такое умение «по щучьему велению» с неба не падает. И опять нужен хороший учитель. Следовательно, либо придется становиться таким учителем маме или папе, что значит для семьи потерю одного из кормильцев. Либо искать его на стороне.

Мне предложили рассказать читателям «Домашнего ребенка» «… какие простые методы родители могут применить, чтобы помочь ребенку найти стимул к учебе, смысл учебы? Так, чтобы он сам понял, зачем ему познание?»
Рассказываю: нет нужды создавать специальные «стимулы», чтобы приохотить ребенка учиться. Мать-природа обеспечила ими в избытке. Нужно просто не мешать им работать в естественном режиме и мудрая природа детства инстинктивно сделает все сама. Например, каждый ребенок запрограммирован на доверчивое, уважительное, внимательное, имитационное поведение по отношению к любому взрослому человеку. Просто потому, что это взрослый человек. Без всяких рациональных мотиваций и логических изощрений. Во всем животном мире среди социальных инстинктов главнейший — абсолютное и бескомпромиссное признание молодняком авторитета любого взрослого, который по умолчанию является доминантом — по праву возраста, размера и силы, пола, исполняемых функций, по праву опыта...

А теперь представьте себе, как должен постараться учитель, чтобы вопреки естественному отбору, который десятки миллионов лет биологической эволюции пестовал и шлифовал у детишек импринтинговое (имитационное, доверчивое) и субдоминантное (подчиняющееся, повинующееся) поведение, дети перестали признавать его авторитет и слушаться? Подчеркиваю — дети (!), а не подростки. Это насколько же все, что творится с нашими детьми в школе противоречит законам эволюции, законам выживания вида!? Нужно ли удивляться тому, что мы вырождаемся?

Подлинного понимания «зачем познание?» от детишек нам вообще не дождаться. Если только не считать «пониманием» их пересказ наших наставлений и нравоучений. Лет через 40-50 у них, может быть, и сложится собственное мнение по этому вопросу. Как раз, когда наступит пора, в свою очередь, рассказывать внукам сказки о пользе прилежной учебы. Но даже в пожилые годы, как мотивация активного познания, это рискованный шаг. К примеру, Экклезиаст на склоне лет вывел формулу: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Кто же в молодые годы станет множить печали на свою голову?

Интерес «хоумскулеров» к таинству мотивации учебы неслучаен. Они избавили детей от школы, чтобы учить их иначе. Но чтобы учить «иначе», нужно понимать: чему учить и как их учить?

Для большинства ответ на вопрос «чему?» очевиден — тому же, чему учат в казенной школе. Можно сюда добавить для разнообразия каких-нибудь плясок-рисовалок-развлекалок. Дети же все-таки! Полезно украсить сенсорной мишурой монотонную академичность левополушарных дисциплин.

Столь же солидарно мнение и по вопросу «как?» — разумеется «иначе», т.е. не так, как в казенной школе. Ведь если дети там не учатся и не хотят учиться, следовательно, либо плохи дети (а так не бывает), либо плохи учителя — учить не умеют. Поэтому нужны новые методы обучения — в домашних условиях. Отсюда желание узнать: как внедрить в сознание родного оболтуса раз и навсегда понимание — «зачем ему познание»? Чтобы так оторвать его от забав и легкомысленных увлечений и по доброй воле засадить за учебники.

В строительстве небывалой системы домашне-семейного обучения, как в любом новом деле, накопление опыта всегда совершается ценой ошибок, которыми можно было бы пренебречь, если бы это не были эксперименты на собственных детях. Союз родителей с профессионалами, не испорченными казенщиной (если такие еще остались в этой стране), избавит от иллюзий и ошибок. Но как дилетанту отличить настоящего учителя от казенного «кадра»?

На самом деле, нет «простых методов» мотивации учебной деятельности. Невозможно «по щучьему велению» так очаровать ребенка, «чтобы он САМ (!) понял, зачем ему познание?» после чего САМ (!) забросил бы игры, компьютер, улицу, друзей и добровольно засел за учебники, САМ (!) бы выучил их от корки до корки и… без разорительных для семейного бюджета репетиторов, блестяще сдав ЕЭГ, САМ (!) поступил в престижный вуз. Есть лишь профессионализм, которым родителям «хоумскулеров» предстоит овладеть, либо привлечь к сотрудничеству его носителей.

Для тех, кто готов попробовать стать для своего ребенка домашним учителем — следующие рекомендации. Однако не стоит обольщаться. Прочитать, как ездить на автомобиле и сесть за руль и поехать — «две большие разницы». И помните: учителя, от которых Вы недавно спасали своих детей, в свое время, начинали с того, что читали подобные тексты...

4.А МОЖЕТ БЫТЬ ИХ ПОРОТЬ? (FAQ ПО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Учеба это труд, поэтому учиться должно быть трудно!
(Кто-то шибко умный)

1. Что бы человек ни делал, он должен стараться получать от этого удовольствие. Учеба — не исключение. Что может быть приятнее убивать в себе дурака?! Удовольствие — главный мотив любого дела. Учебный труд — не исключение.

2. Начни с организация рабочего места. Здесь не должно быть ничего, что отвлекало бы внимание от предмета изучения. Совсем ничего! Это называется психическая гигиена. В конкуренции раздражителей в поле персонального внимания должны безоговорочно победить носители актуальной учебной информации.

3. Учебная задача должна быть «посильной»: абсолютно ясной и понятной, доступной и субъективно исполнимой, после преодоления некоторых естественных затруднений и препятствий
4. Учебная задача должна быть исполнена на пределе персональных возможностей ученика — в «зоне ближайшего развития».
5. Необходимо обеспечивать постоянное расширение радиуса «зоны ближайшего развития».
6. Учебная задача не может быть не выполнена.
7. Учебная задача не может быть не выполнена самостоятельно.
8. Учитель не имеет права подарить ученику правильное решение задачи. Ученик должен найти его сам.
9. Ученик не должен искать решение задачи на стороне.
10. Решая учебную задачу, ученик должен быть технологически вооружен: владеть инструментами и приемами умственной деятельности.
11. Постановщик задачи обязан самолично уметь образцово (эталон) исполнить ее и, если нужно, продемонстрировать это с подробными комментариями своих действий.
12. Обратная связь:
12-1. Ученик не должен приступать к исполнению учебного задания до тех пор, пока он совершенно не понял, что от него хочет учитель. Для этого он должен уметь корректно задавать вопросы и не бояться спрашивать.
12-2. Анализ совершенной работы должен быть беспощадно критическим, но не затрагивать личности ученика. Он адресуется исключительно погрешностям работы. Следует научить разделять личность и ее дела. Критиковать дела ребенка — необходимо. Критиковать личность ребенка — недопустимо.
12-3. Необходимо искать и классифицировать причины совершенных ошибок — технологические, информационные, логические, психические… для определения новых горизонтов и целей персонального развития.
12-4. В ученика нужно верить.
12-5. Вера в ученика не противоречит строгой проверке исполнения КАЖДОГО (!) учебного задания по всему фронту предмета. Нет и не может быть учебного задания, исполнение которого не проверено и не проанализировано.
13. В сознание ученика не должен попадать ни единый квант информации, не имеющий системных связей с прежними знаниями.
14. Вся учебная информация в сознании учащегося должна быть организована в цельную и логически непротиворечивую персональную Картину Мира.
15. В основе персональной Картины Мира должен быть абсолютно понятный самому ученику системообразующий принцип — метод объяснения и организации информации. Любая система информации — мировоззрение. Не бывает неправильных мировоззрений. Бывают только не аргументированные (дурацкие) мировоззрения.
16. Ученик должен учиться, непрерывно ощущая личное развитие. Это формирует оптимистическую установку: «Я могу!».
17. Любая учеба это всего лишь процесс усвоения информации.
18. Для усвоения информации нервная система человека затрачивает энергию.
19. Затраченную энергию необходимо восполнить.
20. Компенсация затраченной энергии обеспечивается: химически (пища, воздух, вода), физически (отдых в состоянии мышечного покоя), психически (закрытие, блокировка, замещение отработанных каналов поступления информации).
21. Для восполнения энергетических затрат необходимо время.
22. Существуют разные нормы времени для восполнения энергетических затрат. Чем больше затраты энергии, тем больше времени необходимо для их компенсации.
23. Жизнь человека (а учеба — необходимая часть его жизни) ритмична: складывается из периодов работы (энергозатрат) и отдыха (компенсации энергозатрат). Успешный учебный процесс непременно следует законам биологических ритмов.
24. В успешном учебном процессе умственные и физические нагрузки непременно согласованы между собой и подчиняются биоритмам.
25. В успешном учебном процессе непременно соблюдается доза и мера усваиваемой информации.
26. Учебная информация семантически разнообразна и может быть выражена разными символами (знаками): образными — звуки (ноты), жесты, изображения на плоскости (рисунки), объемные изображения (скульптура, пластика), логическими — буквы, слова, фразы, цифры.
27. Правильный учебный процесс не допускает ни семантической монополии, ни депривации (угнетения) одного типа знаков в пользу другого. Следует стремиться к семантической гармонии познания.
28. Эмоции — это форма обратной связи психики с внешним и внутренним миром живого существа. В эмоциях выражена степень удовлетворенности наших потребностей. Поэтому правильный учебный процесс насыщен самыми разнообразными эмоциями. Хороший учитель умеет не только читать эмоции ученика, но и учит его управлять своими эмоциями.

***

Инстинкт познания с рождения живет в каждом из нас. Следование упомянутым правилам убирает многие препятствия на пути его свободного проявления. Детишек не нужно специально увлекать учебным трудом. Нужно всего лишь не мешать им учиться, научить их учиться, экономя время и силы, и обеспечить практическое применение полученных знаний.

Каторга учебной повинности и вспышки умственных озарений в космосе свободной мысли — диалектические полюса отечественной педагогики. Гении и таланты — маяки нашей духовной культуры — порождены не казематами наркомпроса. Всегда находились Учителя, прорывавшиеся своим свободным умом изнутри гнилой системы сквозь тесноту казенных мундиров на просторы, где царят: свобода задавать любые вопросы, заинтересованная бескорыстным познанием воля и неудержимая фантазия, окрыленная мечтой.

Ищите настоящих Учителей Вашим детям. Другой мотивации им не нужно.

Никита Мирошниченко

11.08.2014

г.Жуковский, Московской областиhttps://vk.com/id246577990?w=wall246577990_145https://vk.com/id246577990?w=wall246577990_146

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: