Рафаэль и Форнарина.

Рафаэль и Форнарина.

 «Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может… — писал поэт В.А. Жуковский, посетив в 1821 году дрезденскую галерею, где любовался «Секстинской Мадонной» Рафаэля. — Час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни».

Сикстинская Мадонна. 1515

Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских. Полная  достоинства и душевной чистоты Мария — заступница человечества выступает в самом знаменитом произведении Рафаэля — “Сикстинской Мадонне".  В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для художника она явилась  синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур — все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. 

   

Рафаэль и Форнарина


 

Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Так кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце? 

Долгое время личность красавицы, изображённой под покрывалом, известной под названием «Донна Велата»,   была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет «женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая» (Вазари).

Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы», или «Форнарины». На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.

Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргариты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.



Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция

Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески «Три грации» и «Галатея».

И стал искать модель для фрески «Амур и Психея».  Как-то под вечер Рафаэль спустился к реке. Прогуливаясь по берегу Тибра, он встретил девушку, которая покорила его своей ангельской чистотой, скромностью и грацией.

 Рафаэль стал умолять  незнакомку  быть его моделью, но   нужно  было получить согласие отца и жениха.  Не в правилах Рафаэля было отступать.  Рафаэль  протянул девушке золотое ожерелье,предназначавшееся любовнице — куртизанке Андрез. Но незнакомка  отказалась от подарка. Тоогда  купи его...  за десять поцелуев. Сделка  оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. На следующий день Рафаэль  пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Булочник  не только дал свое согласие, но и пообещал взять на себя переговоры с женихом Маргариты. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Рафаэлю пришлось еще раскошелится. Он  выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых, снял для нее виллу.  И начался их роман, который продолжался шесть лет, до самой смерти мастера.

 

Мадонна Седия

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» — повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!».

 

Рафаэль и Форнарина

Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии. В предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, щедро оплачивая все расходы, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Заметив, что приглашенный живописец слишком часто и слишком подолгу отсутствует, и, зная причины, Агостино Киджи предложил Рафаэлю перевезти свою возлюбленную в Фарнезин. Он выделил для нее несколько роскошных  комнат рядом с апартаментами художника. Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино, и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение — «Сикстинскую мадонну». Считается, что именно Форнарина  многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской Мадонны"

Форнарина. 1518-1519 годы. Национальная галерея античного искусства, Рим.

Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой «Сикстинской Мадонне» (1512—1513).  Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце д’Элиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).

 Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь (по другой версии, ушла в монастырь сама), где вскоре и умерла. Как гласят документы, Форнарина ушла в монастырь в 1520 году. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.


Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние. 

 
Себастьяно дель Пьомбо «Форнарина», Уффици, Флоренция

 
Джулио Романо. «Дама за туалетом, или Форнарина»

 

www.liveinternet.ru/users/3370050/post368482588 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: