Растительный код. Живопись средневековья.

Растительный код. Живопись средневековья.

Посвящается всем девочкам,
девушкам, женщинам и бабушкам!

 
Художники 15 века стали покрывать свои полотна плотным ковром растений, имитируя гобелены. Перед собой вы видите бургундский гобелен с изображением плененного единорога.


Традиция изображать различные растения, наделяя их символическим значением, появилась еще в античности. Так, листья аканта считались символом смерти.



На гобеленах растения изображены с удивительно «ботанической» точностью, но, похоже, пока служат только украшением.


В сцене охоты на единорога в нижнем правом углу изображено апельсиновое дерево. Это было экзотическое растение, оно считалось символом райских кущ.




Путешествия в дальние страны позволили европейцам знакомиться с новыми растениями - финиковыми пальмами, например.


Нередко разные виды растений украшали маргиналии манускриптов.


Очень популярной была легенда о магических свойствах корня мандрагоры.



Пальмы представлялись как-то так.



Шишка пинии (сосны) была символом древа жизни.



Сразу несколько цветов считались символами Богородицы.



Символическое значение некоторые растения имели для разных религий. На картинке — лист из старинной иудейской книги с изображением меноры и оливковых деревьев, символа мира. (Испания, 12 век)



В буквице средневекового манускрипта мы видим Смерть, любующуюся собой в зеркале, а вокруг - барвинки, символ молодости и красоты. Ирония, видимо, такая.


Античные мифы были популярны в эпоху Возрождения. На картине Козимо Тура (1465) — муза Каллиопа, покровительница поэзии. В ее руке ветвь черешни  — символ плодовитости, здесь — творческой, видимо.


Рафаэль Санти «Сон рыцаря» (1504).
Ясное дело, что скрытый символизм буквально просился на полотна-аллегории. На этой картине «зашифрован» сложный выбор между мудростью и телесными удовольствиями. Слева — богиня Минерва, протягивающая спящему рыцарю книгу, символ знаний, справа — Венера, предлагающая цветы яблони  — символ чувственных наслеждений.


Много символизма и в ветхозаветных сюжетах. На картине Альбрехта Альтдорфера (1526) «Сусанна и Старцы» героиня идет на суд (справа), неся в руках лилию  — символ невинности. Если помните, похотливые старцы домогались ее, подглядев, как она купается, а когда благочестивая женщина отказала им, ложно обвинили ее в прелюбодеянии. Мудрый царь Давид совершил праведный суд, выведя развратников на чистую воду. Видите, Сусанна идет мимо высокого стебля коровяка, называемого еще «царский скипетр» — символ власти и правосудия.



Еще один прерасный южнофламандский гобелен «Убийство единорога». Теперь уже с символами.


В левом нижнем углу виден куст лещины  — это символ богатства и изобилия. Белка — символ трудолюбия.

И, конечно, очень много тайных символов в религиозной живописи 15-16 веков. Травянистый покров у ног святых, особено на картинах Сверного возрождения, — настоящий ботанический справочник. Похоже, знание бтаники было обязательным навыком художников того времени. Интересно, что практически каждое растение имело свой смысл.




Я когда-то вам очень подробно рассказывала про Гентский алтарь Яна ван Эйка. Напомню, здесь очень много символов, растительных в том числе.


Например,  Ева держит в руке плод Древа познания, но здесь это не яблоко, а «адамово яблоко» или не съедобный иберийский цитрон.



Яблоко, как и лимон  — символ первородного греха.


На этом чудесном полотне Маттиаса Грюневальда «Штуппахская Мадонна» (1517) мы видим в вазе символы Марии — белая лилия  — невинность и чистота, роза  — материнская скорбь и раны Христовы, ноготки (или бархотцы) — «золото Марии», дар утешения Богородицы неимущим и убогим. Мария подает малышу грецкий орех  — символ Христа (невзрачная скорлупа — человеческое тело, вкусное ядро — божественная сущность).


На все том же Гентском алтаре тоже можно видеть цветы Богородицы: роза  — скорби, лилия  — чистота, аквилегия и ландыш   — слезы.



Ландыш можно видеть и у ног святой Вероники с картины Робера Камрпена. И еще одуванчик: милый цветочек — младенец Христос, пикообразные листья — копье Лонгина, страсти Христовы.



Жак Даре, «Мадонна с младенцем и святыми в Запретном саду» (1425). У ног Марии - морозник, символ Христа и вечной жизни. Слева в углу -ирис, символ материнского горя и мук.


Ангелы преподносят Мадонне с младенцем жасмин. Козимо Россини (1440-1507)
Жасмин — символ чистоты.


«Рождество» Хуго ван дер Гуса — прародитель натюрмортов. Фрагмент:


На переднем плане картины мы видим уже знакомые нам лилии, ирисы (белый символизирует чистоту, синий — материнскую скорбь),аквилегии. А еще гвоздику  — кровь Христа и материнскую любовь, и фиалки  — символ смирения. Колоски пшеницы  — хлеб, плоть Господня.




Венецианская копия картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь». В античном мифологическом сюжете цветы имеют совсем другое значение:анемона  — ветреность, аквилегия  — символ плодородия, барвинок в руках Леды — природная сила, страсть, молодость, лютик едкий («куриная слепота») — беспечность. Дуб над головой Леды — символ Зевса.Такую тщательную детализацию, обычно ительянцам не свойственную, художники нередко «заимствовали» у северных живописцев.


Мария подает младенцу гвоздику  — символ родительской любви. (Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»).


Герард Давид «Рождество с донаторами, святыми Иеронимом и Леонардом» (1510-15).

Здесь символичен одуванчик, его значение вы уже знаете:




Джероламо ди Лабри «Мадонна с младенцем и святыми» (1520). Лавровое дерево  — слава, бессмертие. Павлин — символ вечной жизни (его плоть почему-то считалась нетленной)


Мартин Шонгауер «Мадонна в розовых зарослях».
Вообще-то, роза  — символ страданий и жертвы Христа и Марии, «божьи раны». Интересно, что здесь изображены не розы, а древовидныепеоны. Считалось, что розы в раю не имеют шипов, так что пеон вполне подходил на эту роль.


А это наброски Шонгауэра (1495). Пеон же!

Стефан Лохнер. Еще одни розовые заросли. У ног Богоматери фиалки, символ смирения.



Йос ван Клеве (1513-15). Нередко мадонну с младенцем изображали с фруктами. В руках Христос держит апельсин (плод райского дерева) илиперсик  — противопоставление яблоку, плоду-символу первородного греха; персик — символ Троицы. Гранат на подносе — символ Вселенской церкви, виноград  — вино — кровь Христова, орех — вы уже знаете, вишня  — кровь Иисуса, груша  — сладость добродетели.


Филиппо Липпи (кон 15 века). Тоже гранат.


Джованни Беллини (1480), здесь у нас груша.


Йос ван Клеве (1525). В руке явно персикЛимон лежит демонстративно в стороне — это символ земных страстей: красивый снаружи, невозможно кислый внутри. Он явно противопоставляется грецкому ореху, символу Христа.


Карло Кривелли (1480). Младенец держит в руке щегла, символ страстей Христовых. Слева сидит муха — недремлющий дьявол, символ смерти, распада. Иногда яблоко трактовалось как символ искупления, а огурец  — чистота и воскрешение.


Лукас Кранах. Виноград  — евхаристический символ Христа, кровь Христова.


Мартин Шонгауэр «Святое семейство». Виноград, а в корзине - ежевика, символ чистоты Девы Марии.


Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда, 1510-15


Святые в створках стоят на постаментах, увитых плющом  — символом воскрешения, вечной жизни, преданности.
Теперь у нас святые пошли.



Адриан Изенбрандт «Мария Магдалина с пейзажем». Позади святой - подснежник, символ надежды и очищения.



Лукас Кранах. «Святая Доротея». Когда святую вели на казнь, охранник, издеваясь, предложил ей совершить чудо — раздобыть розы среди зимы. Тут же к святой подошел мальчик с корзиной роз. Теперь это символ святой Доротеи.


Антонио Корреджо «Святая Катерина». Ветвь пальмы  — символ мученичества.


Альбрехт Дюрер «Максимильян Первый». Гранат  — вы уже знаете.
Всякие светские люди пошли.


Ханс Зюсс ван Кульбах. Девушка плетет венок из незабудок  — символ преданности любимому. Это подтверждает и надпись на ленте.


«Молодой Рыцарь на фоне пейзажа» (герцог Урбино?). Витторе Карпаччо. По всей видимости портрет посмертный. На цаплю в небе нападае ястреб возле воды он ее уже доедает. Собака — верность, лилия — чистота, ирис — скорбь, горностай — символ ордена, к которому принадлежал рыцарь.


Портрет леди. В корзиночке цветы, которые говорят о том, что это — скорей всего невеста: фиалка — смирение, жасмин — чистота, гвоздика — любовь.



Андреа Соларио «Портрет мужчины с гвоздикой». Такие парадные «жениховские» портреты были очень популярны. Они показывали, что герой влюблен и собирается жениться. Либо молодой муж преподносил такой портрет супруге в знак любви.

Еще много:

Неизв. 1480.


1490



Лукас Кранах. Портрет доктора Иоганна Куспиниана и его невесты (уже жены?) Анны Куспиниан.


Ганс Гольбейн. Портрет Георга Гиссе.


Ганс Мемлинг


Дирк Яакобс. Портрет Помпеуса Окко (1534)


Михаэль Вольгемут «Портрет Урсулы Тюхер» (1478)


Мастерская Яна ван Эйка


Пизанелло, Портрет графини Гиневеры дЭсте (1447)
А это портрет девушки, которая к моменту его создания была уже мертва. Она умерла в 21 год, в его смерти обвинили мужа (вторая его жена тоже странно умерла). На картине — цветы-символы: аквилегия — слезы, гвоздика — любовь (возможно, родительская, мы не знаем кто заказал картину), бабочки и веточка хвои — бессмертие в памяти близких.


Доменико Герландайо «Портрет дамы». Видимо, она невеста, еще один символ чистоты — цветок апельсина


Альбрехт Дюрер, автопортрет в 22 года.
Портрет предназначался юной жене, остролист в руках — символ супружеской верности. Картина вдохновила меня на создание этого поста.


Нейзв. Дама из семьи Хофер. Незабудка — верность, преданность. Возможно, супруг дамы умер — об этом может говорит муха на головном уборе, здесь — символ смерти, бренности бытия.


Леди Филиппа Кингсби. Вишня — плодородие, изобилие


Портрет леди (1576). Здесь лютик в руках — богатство, первоцвет — замужество.Свезло, видать, тетке!


Мирабелло Кавалори «Мальчик с гиацинтом и персиком». Гиацинт символизировал смелость, ловкость, игривость. Иногда — мудрость, но здесь — вряд ли. А еще гиацинты хорошо пахнут — мне сегодня подарили.


И напоследок портрет Николая Коперника работы Тобиаса Стимера. Ландыш — символ горечи и слез. Этого добра у ученого, как известно, было навалом!

А вам желаю не испытывать горечи, а слезы лить только от радости!

 

 

agritura.livejournal.com/172199.html?view=2898343#t2898599

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.