Астрономические часы из собора в Бове

Астрономические часы из собора в Бове

В соборе Сен Пьер города Бове есть пара замечательных часов: самые  древние во Франции часы-куранты в рабочем состоянии и удивительные астрономические часы XIX века.

История

Изобретателя астрономических часов звали Огюст Люсьен Верите (August Lucien Verite) 1806-1887. Жил в XIX веке в Бове один человек, скромный, благородный, очень умелый и изобретательный. Часовщиком он зарекомендовал себя не сразу, сначала приобрёл опыт как органный мастер. Верите создал в городе Бове несколько замечательных часов: те что установлены на Отеле Дьё ( Hotel-Dieu), по русски – Доме Бога (1832), на Дворце Правосудия, нынешнем музее (1844), а также свои первые астрономические часы в замке Фрокур (Frocourt) (1855).
Мастер состоял в должности гражданского инженера Северных Железных Дорог и занимался обслуживанием всех железнодорожных часов этой сети, а также ведал системами сигнализации. Огюст Люсьен Верите снискал большую известность. В 1850 году кардинал Матьё (Mathieu), епископ Безансона, захотел создать астрономические часы, он обратился именно к месье Верите. Тот собрал артель мастеров из жителей Бове и там же выполнил значительную часть заказа по созданию часов.  Восхищённые его работой, жители Бове ходатайствовали местному епископу Монсеньёру Гиньу (Gignoux), чтобы подобное чудо было создано и для их собора. Горожане хотели получить ” “часы исключительно красивые и поучительные для верующих”.

Постройка часов.

Прошло всего два года с тех пор, как мастер завершил создание часов в Безансоне. В 1865 году закипела работа над новыми часами, которые стали шедевром Верите. Это исключительный ансамбль, состоящий из зубчатых колёс, рычагов, тяг, шестерён – всего 90000 деталей! Все известные в ту пору временнЫе и астрономические сведения собраны на 52 циферблатах в нижней части корпуса. 68 механических фигур, замечательных по качеству исполнения  (по французски – автоматов), оживляют верхнюю часть часов. Сложность конструкции оправдывалась задачей, поставленной при создании соборных часов: быть в авангарде современной науки и наставлять прихожан в их вере.

Чтобы построить часы, Верите понадобилось три года скрупулёзной работы в мастерской на улице Святой Маргариты в Бове. Красота часовых деталей из стали и позолоченной латуни вызывает удивление, не меньшее, чем гармония, родившаяся из симметрии эмалированных циферблатов, механизмов и зубчатых передач. Расположенные сзади конические маятники движутся под воздействием тех же сил, что вызывают приливы и отливы. Все детали помечены, но кажется, что лишь опыт и умение Верите позволили ему связать все эти многочисленные механизмы в единый ансамбль.
Огюст Верите нашёл в Бове многих преданных и благородных помощников. Например, месье Леон Фене (Leon Fenet), бухгалтер и член-основатель Французского Астрономического Общества, создал две планисферы. Месье Тьерре (Thierree) предоставил искусно выполненные изображения Мон Сен Мишель и замка Монторгёй (Montorgeuil) – по русски Горы Гордости. Вместе с жителем Бове господином Ленорманом (Lenormand) внесли свой вклад в украшение часов и братья Христианских школ, их имена вписаны в книгу, которую получает каждый её студент. Статуи – это творения Констансьеля (Constantiel), ученика Парижской Академии Художеств, а резьбу частично исполнил месье Фонтен (Fontaine) из Бове. Представленные в Париже во Дворце промышленности в 1869 году, часы окончательно заняли своё место в северном трансепте собора в 1876 году.

 

Реставрации.


 

Многочисленные шестерни и механизмы тонкой работы не смогли избежать разрушительного воздействия времени. В 1929 году магистр Ле Сенн (Le Senne), епископ Бове и формальный владелец часов, поручил фирме Унгерер (Ungerer) из Страсбурга полностью проверить часы, а также передвинуть их, чтобы большее число посетителей могло любоваться ими. В этом деле принимал участие месье Микле, часовых дел мастер из Бове. Ему же доверили новую ответственную проверку часов после бомбежек 1940 года.

Часы долгие годы давали знать о своих неполадках и окончательно остановились 31 июля 1988 года. Монсеньёр Арди (Hardy), епископ Бове, Нуайона и Санлиса доверил  восстановление часов ассоциации Э.С.П.А.С.(E.S.P.A.S.E.S.), которая отвечала за содержание собора Сен Пьер, как культурного и духовного объекта. Изыскать средства на финансирование и найти компетентных людей, готовых взяться за такую работу, оказалось сложнейшей задачей. Но в итоге столь долгое и хлопотное дело завершилось успешно. Благодаря Региональному Совету Пикардии, Генеральному Совету департамента Уаза, городу Бове, епархии и нескольким благородным жертвователям были собраны необходимые средства, и уникальные часы продолжили нести людям своё послание.
В команду из пяти лучших мастеров Франции вошли: два часовщика, Доминик Шарле (Dominique Charlet) из Руана и Жак Реверди (Jacques Reverdy) из Парижа, лакировщик-декоратор Жерар Ле Флош (Gerard Le Floch) из Шампиньи (Champigny), микромеханик Рене ле Флокх (Rene Le Floc’h) из Сен Николя д’Альермон (Saint Nicolas d’Aliermont) и мастер по украшению футляров (краснодеревщик) Бернар Стефф (Bernard Steff) из Парижа. В течение почти двух лет, без плана, без малейших подсказок, (документы погибли в  пожарах 1940 года) они вдохновенно трудились, чтобы оживить (омолодить) и поставить на ход этот механизм: свидетель сноровки, науки и веры наших предшественников.

Некоторые движущиеся фигуры не действовали более 40 лет. Их очистили от пыли и обезжирили. Приклеили на место утраченные детали. Благодаря применению старинных техник удалось достичь и соответствия цветов. Чтобы вернуть блеск корпусу, использовали 10.000 листков сусального золота и 1000 листков палладия. Мастер по футлярам занимался восстановлением шести мехов, воспроизводивших петушиную песню, звуки ангельских труб и игру органной музыки. Часовые механизмы из стали и латуни вымыли, протравили, повреждённые части отремонтировали,  отполировали, покрыли лаком и, наконец, смазали ничтожно малым количеством масла. Весь механизм потребовал всего лишь 25 миллилитров смазки.

Схема астрономических часов.

Оливковым цветом выделены циферблаты.
I – Центральный проём.
16 – пасхалии
17 – звёздное время
18 – уравнение времени
19 – склонение Солнца
20 – долгота дня
21 – долгота ночи
22 – времена года
23 – знаки Зодиака
24 – время восхода солнца
25 – время захода солнца
26 – день недели
27 – планета, соответствующая дню недели
II – Левый проём.
28 – дата и святой дня.
29 – Фазы луны.
30 – Возраст луны
31 – среднее время прохождения луны через меридиан Бове
32 – среднее поясное время Парижского меридиана и 8 городов к западу от него
33 – время восхода и захода солнца в Бове
III – Правый проём.
34 – вечный календарь
35 – возраст мира
36 – текущее тысячелетие
37 – текущее столетие
38 – среднее поясное время Римского меридиана и 8 городов к востоку от Парижа
39 – фазы луны и время её прохождения над Бове
IV – Левый боковой проём (со стороны трансепта).
40 – небесная планисфера в надире Бове
41 – время максимального подъёма воды у Мон Сен Мишель
42 – солнечные затмения, видимые из Бове
V – Правый боковой проём (со стороны стены).
43 – небесная планисфера в зените Бове
44 – время максимального подъёма воды у замка Монторгёй
45 – обращение планет вокруг солнца

Пурпурным цветом выделены гербы.
Папы Пия IX (G) и епископа Гиньу (K).
Желтым цветом выделен главный циферблат часов.
1 – Христос Властелин времени.
2 – 12 апостолов.
Коричневым цветом выделен Град Земной.
3 – символы евангелистов.
4 – Адам, Ной, Авраам, Моисей, Исайя. Изекиил, Иеремия и Даниил.
5 – петух.
С – Огюст Верите.
D – месье Пьерар
E – Монсеньёр Гиньу.
F – месье Фене.
H – Папа Пий IX.
Серо-голубым цветом выделен Град Небесный.
6 – Христос.
7 – ангелы Страшного Суда.
8 – ангелы, держащие орудия Страстей Господних.
А – искупительный крест.
B – Книга Жизни.
L – лучи света.
M – молния или зарница.
9 – Добродетель
10 – Мария и Иосиф.
11 – Святой Михаил, взвешивающий души.
12 – ангел-музыкант.
13 – Порок.
14 – Демон.
15 – ребёнок, юноша, воин и старик.

Футляр часов.

Внушительный футляр из дуба выполнили в римско-византийском стиле, очень востребованным в ту эпоху. Он насчитывает 12 метров высоты, 5 метров 12 см ширины и 2 метра 82 см глубины.
Роскошная отделка, включающая алмазную грань, розы, цветы лилий, колонки, подчёркнутые золотом, серебром, красными и чёрными линиями, обогащает символику ансамбля.
Эта символика проработана очень тщательно. Следует отметить её асимметрию. Справа от Христа во Славе (левая сторона часов) видны цветы, ангелы, улыбающиеся персонажи, отделка здесь красного цвета, сбоку показаны приливы-отливы у Мон Сен Мишель.
С другой стороны ( правая часть часов) есть лишь гримасничающие фигуры, мёртвые головы (черепа), демоны и чёрная отделка, сбоку изображены приливы-отливы у Монт Оргёй (Горы Гордости).
Архитектура футляра заставляет вспомнить традиции средневековых художников, противопоставлявших добро и зло, красоту и уродство, жизнь и смерть.
Футляр насчитывает 84 статуэтки из дерева липы, в том числе 68 движущихся фигурок. Он состоит из трёх различных частей: циферблатов, града земного и града небесного.

I-Циферблаты.

ВРЕМЯ.
Большой циферблат часов. Вся нижняя часть футляра посвящена астрономическим показаниям и измерению времени, которое Господь создал для человека. Он рождается во времени, в нём живёт и в нём умирает. Большой циферблат очень своеобразный, он разделён на 24 часа: полдень внизу представлен солнцем, полночь вверху отмечена месяцем. Циферблат покрыт высококачественной разноцветной эмалью.
Христос-вероучитель (1), находящийся в центре, господствует в центре великолепного панно весом 45 кг. В левой руке он держит раскрытую книгу, на которой начертаны 2 греческие буквы: альфа и омега (начало и конец).
Христос сказал: “Я есть начало и конец”. Он – властелин времени.
Вокруг циферблата 12 эмалевых медальонов представляют апостолов (2), свидетелей Всевышнего. Каждый из них держит свиток, где можно прочесть фразы из двух главных христианских молитв: “Отче Наш” и “Верую”.
Расположенные ниже гербы Папы (G) и монсеньёра Гиньу (K), подобно подписи, свидетельствуют об их участии в создании часов.

Застеклённые проёмы. Три больших застеклённых проёма на лицевой стороне и два на боковых панелях содержат 52 циферблата Астрономических Часов. Они представляют в том числе движение небесных светил, времена года, даты переходящих церковных праздников (Пасхи – Вознесения – Троицы и т.д.), амплитуду и время приливов и отливов.
Симметричное расположение шкал, соответствующих друг другу, показывает радение создателей часов об их гармонии и удобстве использования.

II-Град земной.

ПРОСТРАНСТВО.
Человек находится не только во времени, но и в пространстве. Оно представлено увенчанным зубцами городом со множеством окон и восемью башнями. В окнах появляются различные фигурки: они представляют все народы Земли (азиатов, африканцев, индейцев), и также и людей всех званий (моряков, крестьян, солдат, священнослужителей). Все мы составляем часть столь разного человечества, населяющего наш мир.
Здесь можно увидеть Огюста Верите (С) с часовой шестернёй в руках, господина Пьерара (Pierart), держащего план часов (D), мсье Фене (F) с компасом, измеряющего земной шар, Папу (H), Монсеньёра Гиньу (E).

Фрагмент “Града земного” с фигурками Огюста Верите и месье Пьерара(вверху) и Папы Римского(внизу)

На верхних башенках стоят 4 фигуры из Ветхого Завета (4): Адам, Ной, Авраам и Моисей. Свидетели любви Божией к людям, которых он создал, свидетели изначального союза между Богом и его народом.

Ниже расположены 4 великих пророка (4): Исайя, Изекииль, Иеремия и Даниил начертанными на свитках посланиями, напоминают нам, что они объявили пришествие Спасителя.
Человек, Лев, Бык и Орёл в основании башен (3) символизируют четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, которые говорят нам о воскрешении Иисуса Христа.
Петух (5), помещённый над богато украшенным крестом, венчает этот ансамбль. Своей трижды повторённой песней он напоминает нам об отречении святого Петра (слабости человеческой), но он также служит символом бдительности, о которой гласит изречение святого Марка, начертанное на большом циферблате вокруг центральной фигуры Христа: “Бодрствуйте, ибо вы не знаете, когда придёт Хозяин этого Дома: вечером или среди ночи, когда запоёт петух или поутру.”(Мк 13,35).

 

III-Град Небесный.

 

ДУХ.
Христос, в окружении солнечных лучей и серафимов, восседающий на радуге, символ союза между Богом и людьми, венчает Град Небесный и смотрит на нас.

У него пронзённые ладони, ступни и бок. Одетый в алую мантию, он напоминает нам о своей царственности, столь отличной от земных царей.

 

Мария и Иосиф (10) преклонили колена у его ног. Между ними сияющий крест (A) – символ победы над смертью, над злом. Под крестом широко раскрытая книга жизни (B), гласящая нам об Апокалипсисе. Её раскрытые страницы перечёркнуты буквой омега (конец).
Лучи света возникают из-за туч (L), они освещают то, что справа от Христа, а левая сторона прочерчена лишь одной зарницей (M). Два ангела (8) почтительно, подобно символам славы или рыцарским гербам, представляют орудия Страстей Господних.

 

Ниже, на четырёх углах Небесного Града, ангелы возглашают пришествие Страшного Суда (7). Между ними святой Михаил (11) держит весы. Под Архангелом 4 персонажа показываются друг за другом каждые четверть часа.
— Ребёнок (15) играющий в бильбоке стоя на табурете. Это беззаботность, опасность падения, нестабильность.
— За ним следует подросток (15). Он изучает открытую книгу, которую держит в руке. Его мысли, возможно, приведут его к рассудительности.
— Затем показывается воин (15) в доспехах, твёрдо стоящий на ногах, опирающийся на меч. Он подчёркивает силу. Но будет ли он бдительным?
— Наконец, каждый час появляется старик (15). На боку он несёт тяжёлый кошель, представляющий духовное богатство, которое он смог стяжать. Он прячет это сокровище за своей спиною.
Эти четыре персонажа подводят итог нашей истории: человек слаб, ему следует постичь чужой опыт, стать сильным, и сознательно использовать то, что может постичь его разум. Человек находится на вертикальной оси, идущей от Христа-вероучителя к петуху, святому Михаилу, Кресту и, наконец, к свету Божьему. Благодаря Христу он проходит от человеческого времени к божественной вечности. “Я никогда не покину тебя, я суть дверь, ведущая в Вечное.”
С противоположной, невидимой нам стороны этого скульптурного ансамбля, ослепляющего блеском золота, расположена увенчанная короной Дева Мария в таком же окружении из золотых лучей и серафимов. Она держит на коленях младенца Иисуса. Украшенным геральдическими лилиями жезлом она поражает змея, извивающегося у её ног, между коленопреклонёнными в молитве Адамом и Евой.

Сцена с автоматами (механическими фигурами).

СТРАШНЫЙ СУД.

Петух (5) начинает двигаться, хлопает крыльями, поднимает голову и поёт 3 раза.

Мария и Иосиф (10) протягивают руки ко Христу (6). Он поворачивает голову и руками зовет людей к себе. Фигурки в окнах Земного Града сменяются языками пламени. Ангелы, держащие орудия Страстей Господних (8), поворачиваются ко Христу, тогда как стоящие на вершине башен другие ангелы (7) поднимают рога из слоновой кости и трижды трубят, призывая нас.

Вот Добродетель, что появляется справа от Христа. Она приходит безмятежной, поскольку жила в соответствии с евангельскими традициями.
“Тот, кто верит в Меня, не нуждается в суде. Он уже спасён”.
Мария и Иосиф молят Христа. Тот головой и жестом руки соглашается. Весы в руках Архангела Михаила склоняются в пользу добродетели. Затем ангел, играющий на лютне, ведёт её в рай под звуки восьми труб маленького органа.

Вот Грех (13), слева от Христа, правой рукой он сжимает пытающуюся его ужалить змею,  он старается победить её, но, одновременно, закрывает лицо другой рукой. Грех отворачивается, выбирая одиночество и свою гордыню. Он хочет бороться лишь с помощью своего разума. Мария и Иосиф просят за него, но весы склоняются в другую сторону, согласно словам Христа: “Тот, кто не верит в меня, не нуждается в суде. Он уже осуждён.” Сердце Христа кровоточит ( капля крови символизирует печаль). Дьявол (14), несмотря на неповиновение, гонит Грех под звуки грома.

Механизмы часов.

Обойдя часы, мы окажемся перед механизмами, которые приводят в действие все фигуры и обеспечивают показания многочисленных циферблатов.
Главный ходовой механизм стоит в центре, он господствует над всеми зубчатыми колёсами. Благодаря ему в определённое время начинают действовать различные функции часов. Его остановка означает остановку всех остальных устройств, вот почему Верите создавал его с особым тщанием.
Мы, в общих чертах, рассмотрим основные части главного ходового механизма.
1. Маятник, регулятор хода стрелок.
2. Анкер, предназначенный поддерживать и считать колебания маятника.
3. Собственно ходовой механизм, который передает усилие анкеру.

МАЯТНИК.

Верите применил колосниковый маятник. Его поддерживают 9 тяг, 5 из которых стальные, а ещё 4 – из латуни. Их длина и расположение выбраны таким образом, что вытягивание одной из них компенсируется растяжкой остальных. Таким образом, колебания всё время остаются одинаковыми по продолжительности (изохронными).
Чтобы сделать маятник менее чувствительным к незначительным внешним факторам, Верите сделал его очень массивным. Вес маятника составляет 45 кг.

АНКЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ.

В вертикальном положении маятник неподвижен. Если его сдвинуть из этого положения и отпустить, то он продолжит двигаться и начнёт колебаться. Однако, это движение будет мало-помалу затухать и, через некоторое время, маятник вновь окажется неподвижным. Таким образом, нужно поддерживать колебания маятника. Для этого и служит анкерный механизм. Верите сделал так, что он воздействует на маятник в центре груза, чтобы снизить потери на трение.
Главный механизм передаёт усилие соответствующему зубчатому колесу. Его зубцы воздействуют на наклонные плоскости рычагов, связанных с маятником. Таким образом, анкерное колесо – это главная движущая сила счётчика колебаний, чьи показания преобразуются в часы и минуты на циферблате.

СИСТЕМА ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС.

Верите не упустил ни малейшей детали, чтобы достичь высокой точности хода этих часов. Его забота о точности становится ясной, поскольку известно. что зубчатое колесо главного механизма управляет всеми астрономическими циферблатами.
Другие шестерни, расположенные в корпусе, предназначены частью для астрономических функций, частью приводят в действие фигуры персонажей в сцене Страшного Суда. Всего в центральной витрине видны 15 механизмов, ещё два помещаются в верхней части часов.
Все эти шестерни движутся под действием собственного веса, у некоторых колёс он достигает 60 кг. Часы заводят каждые 4 дня. Некоторые из зубчатых колёс опущены в яму трёхметровой глубины, находящуюся под часами.

Циферблаты.

Циферблаты показывают различные временные и астрономические данные.

ПЕРЕДНИЙ ФАСАД ЧАСОВ.

I – Центральный проём. Вокруг центрального циферблата в виде гирлянды располагаются ещё 11.
Циферблат, расположенный в центре (16), благодаря своим пяти стрелкам, перемещающимся по пяти концентрическим кругам, даёт всю информацию по пасхалиям текущего года, а именно: солнечному циклу, золотому числу (порядковому номеру года в лунном цикле астронома Метона), епакте (т.е. “эклезиастическому” возрасту Луны на 1 января. Епакта может варьироваться от 0 до 29, поскольку лунный цикл длится 29 дней и несколько часов), “воскресную букву” (в прошлом первое января отмечали буквой “А” и т.д. Одна из первых семи букв латинского алфавита от А до G и становилась “воскресной буквой” года), римскому индикту (понятию, не связанному с астрономией. Это пятнадцатилетний цикл, установленный Папой Григорием VIII 1 января 313 года и до сих пор используемый в Ватикане).
Циферблат 17 показывает звёздное время.
Циферблат 18 показывает уравнение времени.
Циферблат 19 показывает солнечное склонение.
Циферблаты 20 и 21 отмечают продолжительность дня и ночи.
Циферблат 22 предназначен для показа времён года.
Циферблат 23 представляет знаки Зодиака.
Циферблаты 24 и 25 показывают, первый – точное время (час и минуты) восхода солнца, второй – точное время захода солнца.
Циферблаты 26 и 27 указывают, первый – день недели, второй – планету, соответствующую этому дню.

 

II- Левый проём.
Циферблат 28: большая стрелка показывает дату (месяц и порядковый номер месяца, а также святого этого дня) на большом золотом круге на краю циферблата. Три маленьких шкалы сгруппированы вокруг центра циферблата 28. Они, соответственно. показывают:
циферблат 29 – фазы Луны.
циферблат 30 – возраст Луны.
циферблат 31 – среднее время прохождения Луною меридиана Бове.
Циферблат 32 указывает среднее поясное время Парижского меридиана и время в ещё восьми больших городах, расположенных к западу от столицы Франции.
Циферблат 33 обозначает время восхода и захода солнца, а также время “истинного” полудня на меридиане Бове.

III – Правый проём.

Циферблат 34, вариант вечного календаря, указывает святых и не переходящие церковные праздники, отмечаемые каждый день года, а также даты Пасхи и переходящих праздников.
Три маленьких циферблата, расположенных внутри шкалы 34 соответственно обозначают:
циферблат 35 – возраст мира.
циферблат 36 – тысячелетие текущего года, также уточняется обычный это год или високосный.
циферблат 37 – текущий век.
Циферблат 38 указывает среднее поясное время Римского меридиана и время в ещё восьми больших городах, расположенных к востоку от Парижа.
Циферблат 39 показывает фазы Луны и время её прохождения через меридиан Бове.

 

БОКОВЫЕ СТЕНЫ ЧАСОВ.

IV- Левая боковая стена (со стороны трансепта).

Диск 40. Планисфера, показывающая состояние неба в данный момент в надире Бове.
Диск 41 показывает время высокой воды и амплитуду приливов-отливов у аббатства Мон Сен Мишель (сторона добра). Кроме того, анимация, синхронизированная с представлением Града Небесного, представляет ласковые волны, несущие кораблик.
Циферблат 42 указывает солнечные затмения, видимые из Бове.

V – Правая боковая стена (со стороны соборной стены).

Диск 43. Планисфера, показывающая состояние неба в данный момент в зените Бове.
Диск 44 показывает время прилива и амплитуду приливов-отливов у замка Монторгёй на острове Джерси (Jersey) (сторона зла). Здесь также сделана анимация, аналогичная той, что видна на диске 41 (прилив у Мон Сен Мишель).
Циферблат 45 представляет движение планет вокруг солнца.

Часы с курантами XIV века.

Их автор Этьен Мюзик (Etienne Musique), умерший в 1325 году,  был каноником Собора святого Петра в Бове.

Находящееся справа от часов господина Верите, это несравненное творение средневековых ремесленников сконструировали в начале XIV века. Сделанные из железа часы, как говорится, “отмечены печатью гения”. С течением столетий они претерпели большие переделки, но мы можем с уверенностью подтвердить, что многие детали сохранились в оригинальном состоянии. Сам корпус датируется XIV веком. Часы отбивают четверти, половины часа и каждый час, а также исполняют религиозные гимны, соответствующие временам года. Эти часы также можно считать астрономическими, потому что они показывают фазы Луны.

Повреждённые во время войны в 1940 году, они были вновь запущены в 1973-74 годах месье Жюлем Дюбуа (Jules Dubois), главным Ремесленником Бове. Доминик Шарле (Dominique Charlet) выполнил ещё одну реставрацию в декабре 2003 года.
На этом мы заканчиваем повествование об удивительных часах собора в Бове.

В статье использованы материалы книги: Ianic Goux & Catherine Martin. L’horloge astronomique de la cathedrale de Beauvais. E.S.P.A.S.E.S. St Ouen. 2004.

kraeved1147.ru/horloge-beauvais/

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: