Церковные ордена

Церковные ордена


По сведениям газеты «Коммерсант» президент России Владимир Путин присвоил закрытым указом первому замглавы администрации президента Сергею Кириенко звание Героя России.

В связи с этим религиозный и общественный деятель, писатель и богослов Андрей Кураев рассказал, кого и за что без большой огласки награждают в Церкви.

Церковь как часть игровой цивилизации, к сожалению, тоже любит играться в эти бирюльки. Первый ордена в истории ввел первый христианский император Константин. В память об этом какие-то частные активисты сегодня торгуют фальшивкой под названием «орден Святого Константина».
До этого, конечно, были и другие награды. Ну, например, государев носовой платок. Мы все помним про шубку с царского плеча. А вот представьте себе, какой-нибудь римский государь-император едет на коне в поход, ведет свои доблестные легионы. Жарко. Он на коне, но все равно жарко, пот ручьем. Руки держит бразды правления конем и государством. Чем вытереть пот, разъедающий глаза? Нужна какая-то тряпочка. А он весь в броне закован. Битва через час. И вот для того чтобы можно было спокойно вытереть лицо, у него под плечевой ремень панциря засунута тряпочка. Полотенце настолько длинное, что можно, не выпуская вожжи из рук, вытереть лоб и бросить конец полотенца болтаться дальше под рукой. А затем кесарь этим полотенчиком делился с кем-то, и это считалось великой наградой.
Когда император стал христианином, то платочек с барского плеча стали получать не только чиновники, но и священники. И стали его на себе носить. Называлось это орарь. Сначала его носили епископы, потом, когда они усложнили свое облачение, орарь достался диаконам. А у епископов оказалась новая игрушка из императорского гардероба: украшенный драгоценностями «лор», в церкви названный «омофором». Потом все из того же вполне мирского источника епископы взяли и основные детали своего нынешнего облачения – саккос и митру. Смешно, что нынешний ставропольский митрополит на своем официальном бланке вообще перепутал митру и Большую императорскую корону Российской Империи.


А в 18-м веке епископов уже стали и орденами награждать. Сегодня люди забыли, что орден это не значок. Орден – это братство. Вручается не орден, а «знаки орденского достоинства». Кстати, вступление в орденское сообщество сопровождалось выплатой вступительного взноса. Были и последующие ежегодные выплаты от члена — ордену (а не наоборот, как в советские 30-е годы). И вот епископы стали носить эти кавалерские значки. Это изрядно людей многих смущало. С какой стати — вроде монах, который отрекся от любой иной идентичности и общности, кроме христианской, даже от родных, семьи и фамильного имени отрекся – и вдруг носит значок принадлежности какой-то ложе… Когда император Павел сделал Иринея, архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского, своим генерал-адъютантом, то пожаловал ему и аксельбанты. И тот на своей как бы монашеской мантии помещал аксельбанты, какие у жандармов, фельдегерей, генералов штаба, адьютантов и т.п.
Ну, что называется с волками жить, по-волчьи выть. Раз так принято в светском обществе, то и церковники туда же. Потом стали принимать советские ордена. У патриарха Алексия Первого была коллекция из 4-х орденов Трудового Красного Знамени. Злые языки шутили, что он получал по ордену на каждые 2 тысячи закрытых при нем храмов.

Что касается собственно церковных орденов — они появились лишь при том же упомянутом патриархе Алексии Первом. До этого даже ордена с именами святых исходили от императора. И лишь в послевоенные годы они стали сугубо цекрвной, «частно-корпоративной» наградой.

Сначала это был подарок полезным иностранцам. Именно так мотивировалось это новшество, когда в 1958 году патриарх испрашивал на него разрешение лично у тов. Хрущева (https://diak-kuraev.livejournal.com/1086574.html).
 

Потом церковные ордена стали еще и формой управления своими. К ордену не прилагается никаких льгот, денежных выплат и тому подобного. Но это знак для собратьев-сослужителей, что владыка тебя ценит, у тебя с ним хорошие отношения, и поэтому с тобой тоже надо дружить. Отсюда крайне ревностное отношение в церковной среде к тому, кто какие награды получил, а кому по срокам должны были дать какую-то награду, но пропустили.

За этим внимательно наблюдают, поскольку каждый знатный кремленолог должен знать, кто же сейчас в фаворе. И все награды, в том числе ордена, становятся подсказкой.

Награждения орденами светских лиц в определенном смысле почти все тайные. Общего публичного реестра награжденных не ведется. Внятных объяснений – кому и за что, не предъявляется. Иногда, сопоставив некоторые реалии, можно подсчитать цену церковного ордена. В начале 1990-х годов, скажем, миллион рублей. То есть если некий предприниматель пожертвовал миллион рублей на какой-то церковный проект, можно было ожидать, что ему выпишут орден Сергия Радонежского или Даниила Московского третьей степени. Для более высоких степеней нужны были более серьезные затраты. Вот это единственное, что секретное есть в этом.

Назад церковные ордена пока не отзывались — даже в случае ареста проворовавшихся «кавалеров».

Я бы сказал, что это по евангельской притче о лукавом домоправителе, который растранжирил доверенное ему имение. Когда же господин, узнав об этом, призвал расточителя к ответу, домоуправ, понимая, что причиненного ущерба он уже никак не возместит, проявил «смекалку»: созвал должников (не своих, а своего господина) и предложил им переписать долговые расписки в сторону уменьшения суммы их долга. Наверно, в надежде, что, будучи изгнанным со своей работы, он затем вернется к своим новым друзьям, которые отплатят ему добром за то, какое добро он сделал им при уходе со своей должности домоправителя…

Как ни странно, Христос похвалил догадливость этого воришки. Притча кончается советом: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16,9).

Вот и в случае с орденами Церковь проявляет «мудрость века сего». Церковные ордена в некотором смысле богатство неправедное. Есть люди, которые эти значки наделяют важным для себя смыслом. Они ловят свои отражения в других глазах, а, значит, живут в виртуальном мире фантомов. И виртуальность эта не очень-то праведна. Ведь орден значит что-то только в глазах честолюбца.
Мы не в силах переменить всех людей, привить всем «духовную нищету». Что ж — надо принимать людей такими, какие они есть. И если он еще не совершенен, то это не значит, что мы должны чураться сотрудничества с ним.

Здесь другая логика: сначала начать сотрудничество, а потом через контракты и договора подвести человека к вере и духовной жизни. Если жертвователь будут знать, что его копеечка есть в храме, то он и храм будет ценить, будет заходить в него. Сначала – чтобы принести жертву собственному тщеславию. Но потом есть надежда, что он расслышит голос молитвы и Евангелия и начнет сам молиться, а не только позировать и озираться. Он начнет искать и ценить небесную, пока еще незримую награду. Но пока он еще не дорос до этого – что ж, вполне уместно поощрить его первый шаг, дав ему награду уже символическую, но еще видимую. 

 Награждение орденами людей нецерковных – это своего рода церковная торговля. Изготовление церковных орденов – это как бы свой монетный двор, который чеканит свою валюту. В Иерусалиме были специальные храмовые деньги, имевшие хождение только внутри храмового двора. Менялы продавали эти деньги прямо в притворе храма. Нечто подобное сегодня с этими орденами. Государства меняют бумажные ассигнации на реальные богатства. Церковь меняет эмалево-жестяные крестики на реальную помощь. Между чиновниками и бизнесменами рождается новая конкуренция – у кого какие церковные награды. Они сами ищут повод их получить – а в итоге от них и через Церковь реальную помощь получают вполне реальные люди. Виртуальное движение честолюбивого помысла позволяет воздвигнуть вполне реальные храмы, накормить вполне реальных семинаристов и монахинь.

А к Богу это отношения не имеет.
О чем и говорит известная притча:

Умирает бывший крупный чиновник, «владелец заводов, газет, пароходов», меценат...
Бывший властелин, деловито подходит к апостолу Петру:
— Ну мне в рай!

Апостол:
— Нет, вам в ад.

Чиновник (растерянно):
— Что за дела? Я церкви помогал деньгами, храмы строил.

Петр проверяет списки
-Вам в ад.

Чиновник, возмущаясь:

— Да я вашему митрополиту столько бабла отдавал! Только на визит патриарха миллинов десять потратил!

Апостол Петр:
-Одну минуточку...
Побежал куда-то, все перепроверил, возвращается
— Да-да! Все именно так! Вы абсолютно правы! Вам, конечно, в ад, но вы только не волнуйтесь, не переживайте так — деньги мы Вам все вернем...https://diak-kuraev.livejournal.com/2072118.html

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.