Календари и праздники 1920-е годы -2ч.

Календари и праздники 1920-е годы -2ч.

продолжение

Еще вот на 1923-й календарик такой нашелся, очень 

30 июля 1923 года Президиум Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), «рассмотрев многочисленные ходатайства профессиональных организаций и групп земледельческого населения православного вероисповедания» (ну, как обычно!, издал декрет «О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ по СТ. 112 КОДЕКСА ЗАКОНОВ о ТРУДЕ ИЗДАНИЯ 1922 года СО СТАРОГО на НОВЫЙ СТИЛЬ»:

Установленные Народным Комиссариатом Труда, по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, на основании ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года дни отдыха, в числе десяти, совпадающие с праздниками населения православного вероисповедания и закрепленные по новому грегорианскому календарю применительно к старому юлианскому календарю, перенести на соответствующие числа нового грегорианского стиля.


Причем перевод православных праздников с юлианского на «грЕгорианский» (устаревшая форма написания) предписывалось сделать не дожидаясь следующего года, а немедленно:

Ближайший день отдыха, совпадающий с праздником «Преображения», прикрепленный к 19-му августа по новому стилю, перенести на 6-е августа того же стиля. Следующий день отдыха, совпадающий с праздником «Успения», прикрепленный к 28-му августа, — перенести на 15-е августа; дни отдыха, совпадающие с праздниками «Рождества Христова», вместо 7-го и 8-го января будущего года перенести на 25-е и 26-е декабря по новому стилю текущего года.
Предоставить Народному Комиссариату Труда, во исполнение настоящего Постановления, опубликовать о таком перемещении дней отдыха на весь год во всеобщее сведение и сделать распоряжение о прекращении печатания календарей с обозначением времени по старому юлианскому стилю.


Что чиновный люд по всей необъятной тут же с рвением и кинулся усердно претворять, даже, видимо, и там, где православные праздники вовсе до того в календарях не значились. Так что уже 14 августа 1923 года ВЦИК должен был разразится специальным декретом «О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ПЕРЕНЕСЕНИИ ДЕСЯТИ ДНЕЙ ОТДЫХА НА НОВЫЙ СТИЛЬ»:

Упоминаемые в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета православные праздники (Преображение, Успение и Рождество Христово) считаются особыми днями отдыха лишь в тех местностях, где согласно ст. 112 Кодекса Законов о Труде издания 1922 года таковые объявлены местной властью.

Тут надо заметить, что декрет этот был не прямолинейным волюнтаристским актом властей, а последовал за двумя событиями в организационной жизни самой православной церкви, как внутрироссийской, так и международной.

5 мая 1923 года на проходившем в Москве с 29 апреля по 9 мая в храме Христа Спасителя Втором Поместном Всероссийском Соборе (Первом обновленческом) был рассмотрен вопрос «О Реформе календаря».
Цитирую протокол этого заседания:

С докладом о реформе календаря выступает митрополит Антонин. Докладчик указывает, что первый Вселенский Собор не устанавливал никакого особого принципа для вычисления религиозных времен. Он просто взял существовавший тогда календарь. В дальнейшем докладчик доказывает возможность безболезненного перехода на Грегорианский календарь и знакомит Собор с правилами астрономического вычисления времени. Оказывается, что в связи с запаздыванием Юлианского календаря, православная церковь нарушила все правила Вселенского Собора и празднует теперь Пасху месяцем позднее, против того, как определил Собор. И потому, говорит докладчик, бросить старый стиль не только не грешно, но даже необходимо. Почин России в этом отношении может иметь международное значение, хотя идея введения Грегорианского календаря уже предвосхищена Финляндией, Эстонией и Грецией. Что касается вопроса о совпадении еврейской пасхи и православной, при условии перехода на Грегорианский календарь, то докладчик в этом не видит ничего страшного, а наоборот, считает это обстоятельство крайне важным для братского единения народов. При совпадении праздников, — говорит митр. Антонин, — у человечества будет хотя бы один день в году, когда все во всём мире будут, соединены одной мыслию: всепрощения, братства и равенства.

В настоящее время в Константинополе заседает православная конференция, под председательством константинопольского патриарха Мелетия и вырабатывает технику перехода на Грегорианский календарь. С своей стороны докладчик предлагает перейти на Грегорианский стиль с 12 Июня текущего года, но, причём для этого он предлагает в воскресение 21 Мая соединить два последующих воскресения и, кроме того, 10 Июня уплотнить два воскресения в одно.

Собор без прений соглашается с докладом митрополита Антонина и выносит соответствующую резолюцию.».


Русская Православная Церковь, мечущаяся тогда в захлопнутой мышеловке, находилась в расколе, и попытки самоопределения служителей ее в создавшейся ситуации простирались от сурового стоического самопожертвования в лоне традиционализма, до неприкрытого властоугодничества. Хватало и романтиков, пропитавшихся неугасшим еще тогда революционным духом обновления всего обветшавшего.
Так или иначе, к моменту проведения Собора обновленцы занимали две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов… Но нет никакого сомнения, что власть умело играла на этих противоречиях, во многом их подогревая и провоцируя, да и сам обновленческий собор 1923 г. готовился, контролировался и управлялся закулисно структурами ЦК РКП(б) и ГПУ..
Тема эта отдельная, глубокая, и увязнуть в ней можно по уши… Так что зафиксируем лишь исторические вехи и скажем, что решения этого собора претворены в жизнь не были..


слева направо: Владимир (Красницкий) — «первый протопресвитер всея Руси», Петр (Блинов) — «митрополит Томский и всея Сибири» и Антонин (Грановский) — «митрополит Московский и всея Руси» в кулуарах собора за беседой.

Практически одновременно с обновленческим московским Собором в Константинополе с 10 мая по 8 июня 1923 г. прошло мероприятие, задуманное его организатором, Вселенским Патриархом-реформатором Мелетием IV, чуть ли ни как Всеправославный Собор, собираемый для решения календарного и некоторых других церковных вопросов во имя «усиления вселенского христианского единства», получивший в результате самоназвание «Всеправославного конгресса», но многими за таковой так и не признанный по причине отсутствия на нем представителей доброй половины поместных церквей.

Несколько странно, что в вышецитированном протоколе московского заседания, проходившего 5 мая, о Константинопольском конгрессе говорится, как о событии уже происходящем («в настоящее время в Константинополе заседает православная конференция..»), тогда как только открытие его произошло пятью днями позже. Но, видимо, важнее тут была не точность датировочная, а важность событийная, повышающая авторитетность собственного решения.

Однако речь на константинопольском конгрессе шла не просто о «выработке техники перехода на Грегорианский календарь», а о составлении календаря нового, свободного от недостатков, как юлианского, так и григорианского стилей.

С проектом нового календаря выступил сербский математик Милутин Миланкович, предложивший считать високосными лишь те столетия, которые делятся на 9 с остатком 2 или 6, что даёт возможность из 900 лет исключить 7 високосных столетий. В григорианском календаре за 400 лет исключаются только 3 столетия. В календаре Миланковича високосными остаются лишь 2000, 2400, 2900, 3300 и 3800 годы. Он точнее григорианского, но совпадает с ним до… 2800 года!.

К 5-6 июня все обсуждения были закончены и вынесены, в частности, следующие решения:

1. Принять исправленный юлианский календарь Миланковича, и определять сроки празднования Пасхи по астрономическим вычислениям для Иерусалимского меридиана.
2. Поручено Вселенскому Патриархату объявить верующим после обмена мнениями с другими автокефальными Церквами, что православные желают принять в будущем новый календарь, в котором число дней в неделе (т. е. семь) будет сохранено. Однако, если другие Церкви согласятся принять новый календарь, в котором количество дней недели изменится, это мнение может быть изменено. По согласованию с другими Церквами может быть также принято решение о праздновании Пасхи в фиксированный день, соответствующий историческому дню Воскресения Господа, определяемый научным путём.




Принятый календарь получил название новоюлианского. К настоящему времени на него перешло большинство Поместных церквей, за исключением Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской.
15 октября 1923 года новоюлианский календарь указом патриарха Тихона был было введён для употребления и в Русской Патриархии, однако просуществовало сие нововведение лишь 24 дня, и уже 8 ноября все тот же патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить», что длится и посейчас...

1923 год был примечателен также разработкой и принятием первой конституции вновь образованного государства советских республик.

Как известно 30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (в составе Грузии, Армении и Азербайджана).
Вот я наглядную схемку выискал, правда уже на конец 1925 года, когда к союзу присоединились еще Туркменская ССР и Узбекская ССР:


(из Краткого справочника административного деления Союза ССР по данным на 1 октября 1925 года. — М., 1925)

Формально конституция новообразованного союза была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года, каковая дата и вошла в историю, как «День принятия Конституции СССР 1924 года». Фактически же уже на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г. было принято постановление: Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие.

А 3 августа 1923 г. Президиум ЦИК постановил: День принятия Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик - шестое июля  — признать днем праздничным на всей территории Союза ССР.

Однако, после постановления II-го съезда Советов СССР от 31 января 1924 г. об утверждении Конституции СССР, принятой 6 июля 1923 г., возникла коллизия с выбором даты празднования, которую разрешили, на мой взгляд, достаточно странно.

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1924 года
О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ПРИНЯТИЯ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ) СОЮЗА ССР

Во изменение Постановления от 3 августа 1923 г. «О праздновании дня принятия Конституции Союза ССР» (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 4, ст. 83), Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
День принятия Основного Закона (Конституции) Союза ССР праздновать на всей территории Союза ССР в первое воскресенье июля месяца.


По-видимому решили, что раз в 1924 году (первый год празднования) 6 июля выпало случайно на воскресенье, то пусть это воскресенье и закрепляется!.. заодно и нерабочих праздников будет меньше В результате же все это создало невообразимую путаницу, в чем мы наглядно скоро и убедимся..

На 1924 год имеется как раз пара «интернациональных» табель-календарей.



Этот из «Адресно-справочной книги Весь Азербайджан на 1924 год».
Но праздники тут в большинстве (насколько можно судить по «красным» дням, не приходящимся на воскресенье) все те же революционные, да православные: 1 января — Новый Год; 22 января — День 9 января 1905 г.; 12 марта — Низвержение самодержавия; 18 марта — День Парижской Коммуны; 25 марта — Благовещение; 7 апреля — ?; 20 и 21 апреля — Пасха (рассчитанная, если я правильно понимаю, по Григорианской пасхалии?); 1 мая — День Интернационала; 29 мая — Вознесение; 4 июня — ?; 4 августа — ?; 6 августа — Преображение; 15 августа — Успение; 7 ноября — День Пролетарской Революции; 25—26 декабря — Рождество.

В 1920-ом же году календарь независимой Азербайджанской Демократической Республики имел следующий вид:


(из «Адрес-Календаря Азербайджанской Республики на 1920 год»)

И украинский еще календарь 1924 г., киевский… Правда только на первые три месяца, но обращает на себя внимание наличие особого национального праздника 11 марта — День памяти Т. Шевченко:



А вот в календаре из справочника «Вся Одесса на 1924 г.» такого праздника нет:



Возвращаясь к Второму съезду Советов СССР, работавшему с 26 января по 2 февраля 1924 г., надо сказать, что собрался он через пять дней после кончины В.И. Ленина, и первые постановления касались увековечивания его памяти, в том числе и об установлении дня траура (от 26 января 1924 года):

Подтвердить Постановление XI Всероссийского Съезда Советов об объявлении 21 января, дня кончины Владимира Ильича Ульянова (Ленина), — днем траура и распространить означенное Постановление на всю территорию Союза Советских Социалистических Республик.

Однако очень скоро день этот стали продлевать и до следующего — 22 января, совмещая с Lнем памяти по жертвам 9 января 1905 г… Т.е. 21 января оставался Lнем траура по Ленину, но не был выходным, а следующий уже — Днем памяти, и считался нерабочим..
Мне не удалось найти постановление, которое бы регламентировало это совмещение, но фактически его стали делать уже со следующего года (смотри второй сверху в этом посте календарь из справочника «Вся Москва на 1925 год»)

Но, опять же, не дружно, а как кому заблагорассудится..

В следующих трех табель-календарях (найдены в сети без атрибутации изданий) совмещение дат присутствует только во втором, тогда как День конституции упрямо празднуется везде 6 июля! Хотя, как мы теперь знаем, такого дня празднования с 1924 года уже не существовало, а было «первое воскресенье июля»:








В календарях на 1927 год День конституции предпочитали уже вообще не указывать:



В канун десятилетия Октябрьской революции Президиум ЦИК принял следующее постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1927 года

О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА

Учитывая потребность трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании дней годовщины октябрьской революции и связанных с нею достижений на пути социалистического строительства — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Годовщина октябрьской революции ежегодно, начиная с 1927 года, празднуется в течение двух дней — 7 и 8 ноября.
Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно).
2. Особые дни отдыха устанавливаются, начиная с 1928 года, в числе семи в год, в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
3. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных республик с настоящим постановлением.


И на один «революционный» праздник в стране стало больше… Зато «особых дней» (читай — религиозных) с десяти уменьшилось до семи!




А с 23 апреля следующего года пропорция в пользу праздников революционных изменилась и еще на один:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1928 года

О ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ДНЮ ИНТЕРНАЦИОНАЛА,
И ОБ ОСОБЫХ ДНЯХ ОТДЫХА

Считаясь с потребностью трудящихся Союза ССР в наиболее полном ознаменовании международного рабочего дня — Интернационала — Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. День Интернационала ежегодно, начиная с 1928 года, празднуется в течение двух дней: 1 и 2 мая.
Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории Союза ССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно).
2. В текущем 1928 году день 2 мая празднуется за счет дня 24 мая (Вознесение) в тех местностях, где день 24 мая был включен в число особых дней отдыха, а в остальных местностях за счет одного из остальных, еще неиспользованных, особых дней отдыха.
3. Во изменение ст. 2 постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 26 октября 1927 года о праздничных днях, посвященных годовщине октябрьской революции, и об особых днях отдыха (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, N 60, ст. 608) установить особые дни отдыха, начиная с 1929 года, в числе шести (а на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в числе четырех) в порядке, определяемом кодексами законов о труде союзных республик.
4. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается согласовать законодательство союзных республик с настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление ввести в действие по телеграфу.


В законченном виде все это было подытожено Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928:

ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАТЕЙ 111 И 112
КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ Р.С.Ф.С.Р.

На основании статьи 2 Постановления 2 сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета X созыва о порядке изменения кодексов (Собр. Узак., 1923, N 54, ст. 530) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Статьи 111 и 112 Кодекса Законов о Труде изложить следующим образом:
«111. Производство работ воспрещается в следующие праздничные дни:
а) 1 января — Новый год;
б) 22 января — день 9 января 1905 года;
в) 12 марта — день низвержения самодержавия;
г) 18 марта — день Парижской Коммуны;
д) 1 и 2 мая — день Интернационала;
е) 7 и 8 ноября — годовщина Октябрьской революции».
«112. Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов, устанавливают, помимо указанных в статье 111 Кодекса Законов о Труде праздничных дней, ежегодно шесть особых дней отдыха, согласуя эти дни с местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т.п.».
Примечание к той же (112) статье сохраняется в действующей редакции.
2. Статья 112 Кодекса Законов о Труде в принятой настоящим Постановлением редакции вступает в силу с 1 января 1929 года.


Однако если мы вернемся к календарю, с которого начали, а именно к московскому на 1929 год, то убедимся, что составители его были не очень-то в курсе сих грозных постановлений и преспокойно понаставили там аж девять «особых дней отдыха».



И в редакции справочника «Вся Украина» работали не намного более информированные товарищи — у них этих дней восемь!:



Впрочем все это имело уже очень мало существенное значение, ибо как приближался 1930-й — год «великого перелома»..
Но об этом уже в следующей «диссертации»)

--------------------------------------------------------------------
© 2015 Станислав Серапинас (Sagittario)
--------------------------------------------------------------------

 

teo-tetra.livejournal.com/6075593.html

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: