Красивый фейк. Словарь Павленкова якобы 1905г.издания

Красивый фейк.

Словарь Павленкова якобы 1905г. издания

Энциклопедический Словарь Павленкова. 1905-й год издания. 

http://obook.ru/энциклопедии/1231--энциклопедический-словарь-ф-павленкова.html

Удивительным в этой книге — ее фундаментальность и безошибочность. Вполне современные представления о датах и границах государств. Но когда ты встречал много старых книг, ты можешь оценить объем и объективность информации. «На глазок» информативность этого словаря была лет на 30 позже.

Современным представлениями о дореволюционной России не соответствуют следующие фрагменты содержания Словаря.


По словарю выходило, что династия Романовых пресеклась в 1762-м году – со смертью Петра Третьего…
В словаре была статья про Цусиму (битвы еще не было), но не было статей про русские реки – Сухону, Чусовую, Северный Донец. Ничего не было про сравнимые с Цусимой острова....

Императорам всероссийским Александрам и Николаям, так же как темам «самодержавие», «иезуиты», «Иисус» было посвящено всего по несколько строк. Не было статьи про Сергея Александровича, дяди царя, московского генерал губернатора, за год до издания разорванного бомбой эсеров-террористов.

Всего пара строк про королеву Викторию, германского императора Вильгельма и британского короля Эдуарда.

В то время, как вопросам «Социал-демократия», и именам Маркса, Энгельса, Бакунина, Каутского, Либкнехт – около 20 строк. Считается, что парламент в Пруссии возник на 40 лет раньше, чем в России, но никто не задумывается, почему.
По полстраницы Тургеневу и Чехову,
по целой странице – Толстому и… Чернышевскому.
О чем говорит подобная презентативность статей?

Издание подобного словаря – не могло пройти через институты царской цензуры, он не был бы востребован при действительной работе, так как в нем отсутствовали имена и даты рождения значимых современных политиков.

В чем смысл подобного издания? Его владелец должен иметь возможность из одной книги получить всю необходимую информацию – на любой случай. А если эта информация оказывается не полной – по важнейшим направлениям?

Не было ничего про науку и технику, пара строк про телеграф, ничего про трансформаторы. Не было экономики. Не было статей про Нобелевские премии, современные олимпийские игры, не было футбола, тенниса. А Уимблдону, Отрытому чемпионату США, Британскому футболу – уже по 30 лет…
Тема спорта была представлена парой строк про шахматы и столько отдельно же про Михаила Чигорина, а про его два его матча (как мы считаем) за первенство мира в Гаване сказано – один и второй — «Будапешт». А там — совсем другая история...


Необходимость подобного издания в тысячу с лишним страниц представлялась спорной, если не сказать прямо – отсутствовала. Но как авторитетный справочник по старине – он вполне мог быть издан во времена Коминтерна, примерно в 1935-м году.

Поделился соображениями с владельцем.
Тот подтвердил. Бабушка работала в издательстве «Правда».
Словарь был оттуда. При возможностях собственной типографии у издательства и наличия невостребованных дореволюционных шрифтов, подобное издание «исправленного» словаря с правильной информацией, без ненужной рекламы побежденных – отличный подарочный сувенир.


Делает ли такая «легенда» этот словарь дешевле? Именно этот словарь, именно эта легенда делает даже дороже. Новые и более объективные оценки содержания и обстоятельств его возникновения – заставляет по новому взглянуть на известные факты.

Правильное прочтение подобного словаря – действительно интересная работа, которая никогда не была проведена. Легенда дает собственнику больше понтов, и делает информацию из книги намного более ценной.
Когда у «антиквариата» оказывается гораздо более интересная и авантюрная история, тот факт, что он моложе на 30 лет, чем написано на обложке, хозяина не обидит.

Ценность большинства собраний антиквариата – далеко не в отдельных книгах и каких-то монетах, а в собрании как таковом. В том, что это не просто «кич», Vanity Fair, а «дыхание прошлого», настоящие уроки предков, подборка человеческих ошибок и фальсификаций.

При жизни — Третьякова и других собирателей русского искусства — не пинал только ленивый. Ему вменяли в вину, что тот платит бешеные деньги за безвкусицу, лубок, дешевые подделки под настоящее искусство. А оказалось, что именно вокруг коллекции Третьякова возникли представления о «Новом русском искусстве», противопоставившему себя – муштроватой прусской безвкусице и аляповатому итальянскому кичу. И что спорить по поводу того, писал Гомер Илиаду — или это сделал другой грек, тоже слепой, но три века спустя?

schreck — с благодарностью за идеи.

 

chispa1707.livejournal.com/1917718.html

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: